Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Дом" 18.05.2010 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра, правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), уточненным в ходе разбирательства дела, о признании незаконными действий Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0101045:347, расположенного по улице 1-я Обская, 1А в городе Кемерово, на сумму 34 736 282 рубля и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в сумме 2 128 рублей 84 копеек за 1 кв.метр; обязании этого органа исключить из государственного кадастра недвижимости данные о кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым N 42:24:0101045:347 в сумме 34 736 282 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2 128 рублей 84 копеек за 1 кв.метр.
Требование собственника земельного участка мотивировано нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Коллегия администрации Кемеровской области и федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", которое являлось исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Решением от 02.08.2010 Арбитражный суд Кемеровской области признал незаконными действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0101045:347, расположенного по улице 1-я Обская, 1А в городе Кемерово в сумме 34 736 282 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 128 рублей 84 копеек.
На Управление Росреестра суд возложил обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0101045:347, расположенного по улице 1-я Обская, 1А в городе Кемерово в сумме 34 736 282 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 128 рублей 84 копеек.
Суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении порядка и расчета кадастровой стоимости, а также ненадлежащей проверки органом кадастрового учета отчета оценщика.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции подтвердил выводы о несоблюдении органом кадастрового учета порядка построения статистической модели и расчета кадастровой стоимости исходя из определенного состава факторов, сведений об их значении, рыночной информации, ненадлежащей проверке предоставленного отчета.
В кассационной жалобе Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра просят отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Строй-Дом".
Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра указывают, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя, внесенная в государственный кадастр недвижимости, определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, достоверность которых им не оспорена. Поэтому Управление внесло утвержденные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации результаты в государственный земельный кадастр.
С учетом утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 результата государственной кадастровой оценки земельного участка, Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра полагают, что права и интересы заявителя не могут быть нарушены, поскольку действия Управления носят технический характер и не несут для этого лица неблагоприятных последствий.
Кроме того, Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра считают, что суды вышли за пределы заявленных требований, поскольку дали оценку законности действий Федеральной службы по проведению проверки отчета об определении кадастровой стоимости, тогда как указанные действия не оспаривались заявителем.
ООО "Строй-Дом" в отзыве возразило против отмены судебных актов. Заявитель по делу поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций о недостоверности кадастровой стоимости земельного участка и величины удельного показателя, рассмотренного в рамках дела о незаконности действий органа кадастрового учета.
ФГУП "ФКЦ "Земля" ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя, поддерживает доводы Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Строй-Дом" является собственником земельного участка площадью 16 317 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101045:347, расположенного по улице 1-я Обская, 1А в городе Кемерово (свидетельство о государственной регистрации от 28.04.2010 серия 42 АГ N 272058), на котором расположена производственная база.
Выписка из государственного кадастра недвижимости от 22.01.2010 содержит сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в сумме 34 736 282 рублей 28 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв.метра в размере 2 128 рублей 84 копеек.
Ссылаясь на отчет оценщика (ООО "Хардвуд") от 29.04.2010 N ОН/77-27-04-2010-2 об определении рыночной стоимости этого земельного участка в сумме 14 773 000 рублей, ООО "Строй-Дом" в порядке, предусмотренном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспорило действия Управления Росреестра по внесению в государственный земельный кадастр сведений о государственной кадастровой стоимости земельного участка.
При рассмотрении требования ООО "Строй-Дом" суд первой инстанции установил, что кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым N 42:24:0101045:347 была утверждена актом Управления Росреестра от 15.01.2010 в связи с изменением его площади на площадь 16 317 кв.метров.
В соответствии с положениями статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в этот период времени, государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил N 316 Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 12.08.2006 N 222 утвердило Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В случае изменения площади земельного участка при упорядочении его границ кадастровая стоимость согласно пункту 2.2 Методических указаний N 222 изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством Росреестра согласно акту проверки от 24.11.2008.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку действия Управления соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о нарушении в части организации работы по определению кадастровой стоимости земельного участка и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ООО "Строй-Дом" согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, требование заявителя по делу в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует способу защиты нарушенного права.
Ошибочные выводы суда первой инстанции о применении указанных норм не устранены судом апелляционной инстанции.
Следовательно, неправильные выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Строй-Дом", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.08.2010 по делу N А27-7101/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 по этому делу отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Строй-Дом" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
...
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Строй-Дом", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 января 2011 г. по делу N А27-7101/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-7101/10
15.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9161/10
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6922/2011
27.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6922/11
24.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6922/11
31.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-7101/2010
13.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8649/10
02.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-7101/10