Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "Алтай-Кокс" (далее - ОАО "Алтай-Кокс", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) об обязании восстановить на лицевом счете N 1000003401, присвоенному ОАО "Алтай-Кокс" в КАФТО, необоснованно списанный штраф в размере 475 691,50 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.08.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010, в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель полагает, что при принятии оспариваемых судебных актов суды неправильно применили нормы материального права (статьи 39, 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации). Заявитель полагает, что для расчета штрафа за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой, из общего времени нахождения вагонов на путях необщего пользования необходимо вычитать предусмотренное договором технологическое время на выполнение владельцем путей необщего пользования операций за перевозчика (06,12 час.).
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" указывает на законность и обоснованность принятых судебных актов, правильное применение норм материального права.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.06.2000 между ГУП "Западно-Сибирская железная дорога" (в настоящее время ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога") и ОАО "Алтай-Кокс" (ветвевладелец) был заключен договор N 23/Н (в редакции дополнительного соглашения от 01.06.2005) на эксплуатацию принадлежащего ветвевладельцу подъездного пути, примыкающего к перегону станция Заринская - блок-пост Камышенка через стрелку N 14/16, обслуживаемого собственным локомотивом.
05.03.2009 между ОАО "РЖД" и ОАО "Алтай-Кокс" (клиент) заключен договор на организацию расчетов N ЕЛС-450/9-А, по условиям которого клиенту присвоен код плательщика и открыт лицевой счет.
В период с 01.06.2009 по 30.06.2009 ОАО "РЖД" начислило Обществу плату за пользование вагонами в сумме 2 424 513, 40 руб. и штраф за задержку вагонами в сумме 1 575 900 руб., которые были списаны с лицевого счета клиента.
Полагая, что в результате неверного начисления платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов, с кода единого лицевого счета, присвоенного Обществу, необоснованно был списан штраф в сумме 475 691,50 руб., последнее обратилось к АОА "РЖД" с претензией от 30.07.2009 N 023/п-222-4024.
Поскольку претензия ОАО "РЖД" оставлена без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу, что истец не обосновал предложенного им алгоритма расчета иска положениям статей 62, 99 УЖТ РФ и условиям заключенного договора от 01.06.2000 N 23/Н. При этом суд исходил из того, что условие договора об исключении неоплачиваемого периода времени (06,12 час.) из общего времени, за которое причитаются платежи за пользование вагонами, применяется исключительно в целях расчета платы за пользование вагонами.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными исходя из следующего.
По условиям заключенного между сторонами договора от 01.06.2000 N 23/Н, связанного с эксплуатацией комплекса железнодорожных подъездных путей Общества, примыкающих к станции Заринская ЗСЖД:
- на подъездном пути ветвевладельца устанавливается следующее технологическое время оборота вагонов: для поездов неорганизованных в маршруты: летом - 9,98 час., зимой - 11,38 час.; для маршрутов: летом - 17,8 час., зимой - 19,0 час. (параграф 8);
- учет времени нахождения вагонов на подъездном пути осуществляется номерным способом по ведомостям подачи и уборки вагонов ф.ГУ-46 ВЦ (параграф 9);
- ветвевладелец по настоящему договору уплачивает дороге плату за пользование вагонами, контейнерами за время нахождения их на подъездном пути, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от ветвевладельца_ Из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям; грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов; время на ремонт и очистку вагонов (п. "б" параграфа 12).
Спор между сторонами по данному делу, возник в связи с различными подходами к расчетам периода времени в целях начисления платы за пользование вагонами, и периода времени для начисления штрафных санкций, связанных с задержкой вагонов под погрузкой.
Истец в обоснование своих требований привел расчет начисления платы за пользование вагонами, а также штрафа за задержку вагонов на основании ведомости N 001636, вагон N 68411909, указав на неправильность расчетов ОАО "РЖД" и ссылаясь на статьи 39, 62, 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Спор об общем периоде времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, указанного в ведомостях подачи и уборки вагонов, отсутствует.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
За время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (статья 39 УЖТ РФ).
В силу статьи 99 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Арбитражные суды, исследовав представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями названных норм права, пунктами 34, 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", положениями договора от 01.06.2000 N 23/Н, согласно которым, из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям, грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов и время на ремонт и очистку вагонов, установив, что между сторонами отсутствует спор об общем периоде времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, пришли к правильному выводу, что соответствующим положениям статьи 62 УЖТ РФ для определения периода времени для взыскания штрафа является расчет ОАО "РЖД". Согласно данному расчету, из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, включая время, которое не подлежит оплате (06,12 час.), исключаются 24 часа, предусмотренные частью 6 статьи 62 УЖТ РФ, и технологический срок оборота вагонов, контейнеров, установленный договором (по данному делу - 9 час. 59 мин.), то есть, исключаются 34 часа.
Названное время (применительно к вагону N 68411909 по ведомости N 001636) вычитается из общего времени (42 часа), следовательно, начисление штрафа производится за 8 часов (42-34).
Далее суды правомерно указали, что указанные 8 часов наряду с установленным договором неоплаченным временем 6 час. 12 мин. подлежат исключению из общего времени при расчете платы за пользование вагонами.
Не соглашаясь с доводами истца относительно расчета платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой груза, представленного истцом, суды правомерно исходили из того, что условие договора об исключении неоплачиваемого периода времени (6 час. 12 мин.) из общего времени, за которое причитаются платежи за пользование вагонами, применяется исключительно в целях расчета платы за пользование вагонами.
Поскольку истец не обосновал соответствие предложенного им алгоритма расчета положениям статей 62, 99 УЖТ РФ и условиям заключенного сторонами договора от 01.06.2000 N 23/Н, суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.08.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10826/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражные суды, исследовав представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями названных норм права, пунктами 34, 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", положениями договора от 01.06.2000 N 23/Н, согласно которым, из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям, грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов и время на ремонт и очистку вагонов, установив, что между сторонами отсутствует спор об общем периоде времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, пришли к правильному выводу, что соответствующим положениям статьи 62 УЖТ РФ для определения периода времени для взыскания штрафа является расчет ОАО "РЖД". Согласно данному расчету, из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, включая время, которое не подлежит оплате (06,12 час.), исключаются 24 часа, предусмотренные частью 6 статьи 62 УЖТ РФ, и технологический срок оборота вагонов, контейнеров, установленный договором (по данному делу - 9 час. 59 мин.), то есть, исключаются 34 часа.
...
Поскольку истец не обосновал соответствие предложенного им алгоритма расчета положениям статей 62, 99 УЖТ РФ и условиям заключенного сторонами договора от 01.06.2000 N 23/Н, суды правомерно отказали в удовлетворении иска."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 февраля 2011 г. по делу N А45-10826/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2637/11
04.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2637/11
24.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2637/11
04.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-10826/2010
16.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8855/10