Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - Общество, ОАО "Сургутнефтегаз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) о признании незаконным решения Департамента об отказе в утверждении и возврате проекта лесного участка площадью 11,54 га в защитных лесах в лесных кварталах 37, 38, 54, 55 Уватского лесничества Демьянского участкового лесничества для выполнения работ по геологическому изучению недр под поисковую скважину N 6512 и трассу перевозки бурового оборудования к ней, изложенного в письмах от 02.03.2010 N 08/0633-10 и от 31.03.2010 N 08/0920-10; об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем утверждения проекта данного лесного участка.
Решением от 20.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.10.2010 суда апелляционной инстанции, ОАО "Сургутнефтегаз" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое решение, изложенное Департаментом в письмах от 02.03.2010 N 08/0633-10, от 31.03.2010 N 08/0920-10, соответствуют Лесному Кодексу Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы ОАО "Сургутнефтегаз".
В кассационной жалобе ОАО "Сургутнефтегаз", ссылаясь на нарушение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, неприменение норм права, подлежащих применению, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя, неправильное толкование судами норм Лесного кодекса Российской Федерации повлекло неприменение принятых в развитие положений вышеуказанного Кодекса нормативных правовых актов, предусматривающих возможность размещения в защитных лесах линейных объектов (трасса перевозки бурового оборудования) и вырубку деревьев для выполнения работ по геологическому изучению недр.
При этом заявитель жалобы ссылается на приказ Министерства лесного хозяйства России от 06.11.2009 N 543, который принят на основании пункта 2 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), предусматривающий возможность в защитных лесах (в том числе ценных) как размещение линейных объектов, так и вырубку деревьев, а также на приказ Министерства природных ресурсов России от 24.04.2007 N 109, который принят на основании пункта 4 статьи 43 ЛК РФ, предусматривающий возможность использования не только не лесных земель, но и покрытых менее ценными лесными насаждениями, а также иных лесных участков в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, а также на лесной план Тюменской области, утвержденный постановлением губернатора Тюменской области от 19.12.2008 N 113, лесохозяйственный регламент Уватского лесничества Тюменской области, утвержденный приказом Департамента лесного комплекса Тюменской области от 23.12.2008 N 657.
В отзыве Департамент указывается на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, приводит при этом довод о том, что Обществу предлагались иные варианты размещения объектов в границах предоставленного участка на право пользования недрами, что не было сделано ОАО "Сургутнефтегаз".
В судебном заседании представитель ОАО "Сургутнефтегаз" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет деятельность в сфере геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья.
Общество обратилось в Департамент с письменным заявлением от 25.01.2010 N 2901-20-360 о выборе лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В данном заявлении Общество указало, что испрашивался лесной участок, расположенный в защитных лесах в лесных кварталах NN 37, 38, 54 и 55 Уватского лесничества Демьянского участкового лесничества Шалимовского лицензионного участка в Тюменской области (далее - испрашиваемый, спорный лесной участок) необходим для осуществления работ по геологическому изучению недр под размещение поисковой скважины N 6512 и трассы для перевозки бурового оборудования к данной скважине
Письмом от 02.03.2010 N 08/063310 Департамент отказал в выборе спорного лесного участка для осуществления указанной деятельности, сославшись на то, что выполнение работ по геологическому изучению недр планируется производить в защитных лесах (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов), тогда как в силу статьи 102 Лесного кодекса РФ использование данной категории лесов, относящихся к ценным лесам-категории защитных лесов, в испрашиваемых Обществом целях не допускается.
В подготовленном, но не утвержденном руководителем Департмента проекте спорного лесного участка от 22.12.2009, планируемого для выполнения работ по геологическому изучению недр под размещение поисковой скважины N 6512 и трассы перевозки бурового оборудования к ней, указано на то, что данный лесной участок площадью 11,5400 га расположен в защитных лесах, категория защитных лесов - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; защитные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб.
Письмом от 12.03.2010 N 29-01-20/402 Общество обратилось в Департамент с письмом об утверждении вышеуказанного проекта лесного участка.
Письмом от 31.03.2010 N 08/0920-10 Департамент возвратил заявителю без утверждения проект спорного лесного участка, сославшись на положения статьи 106 ЛК РФ, предусматривающей запрещение использование испрашиваемых лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых в запретной полосе лесов, расположенных вдоль водных объектов.
Несогласие заявителя с решением Департамента об отказе в утверждении и возврате проекта лесного участка от 22.12.2009, изложенным в письмах от 02.03.2010 N 08/0633-10, от 31.03.2010 N 08/0920-10, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, арбитражные суды пришли к выводу о правомерности принятого Департаментом решения об отказе в утверждении и возврате заявителю проекта спорного лесного участка площадью 11,5400 га.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов законными и обоснованными, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные статьи для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Пунктом 3 статьи 3 указанного Кодекса предусмотрено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, специальными федеральными законами.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции, действовавшей в период возникновения права на получения лицензии на пользование недра) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 11 вышеуказанного Закона Российской Федерации, предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользования недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа Департамента в утверждении и возврате заявителю проекта лесного участка площадью 11,5400 га явилось то обстоятельство, что спорный лесной участок, необходимый для осуществления работ по геологическому изучению недр под размещение поисковой скважины N 6512 и трассы для перевозки бурового оборудования к данной скважине, расположен в защитных лесах в лесных кварталах NN 37, 38, 54 и 55 Уватского лесничества Демьянского участкового лесничества Тюменской области.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Согласно части 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
К защитным лесам относятся, в том числе запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов (подпункт "з" пункта 4 части 2 статьи 102 ЛК РФ).
В силу пункта 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
При таких обстоятельствах правомерными являются выводы судов о том, что использование защитных лесов в целях размещения объектов капитального строительства, а по настоящему делу - выполнение работ, связанных с размещение поисковой скважины N 6512 и вырубку трассы для перевозки бурового оборудования к данной скважине, несовместимо с целевым назначением и полезными функциями данной категории лесов и запрещено законом.
Выводы арбитражных судов о том, что оспариваемое Обществом решение Департамента об отказе в утверждении и возврате проекта лесного участка от 22.12.2009, изложенного в письмах от 02.03.2010 N 08/0633-10, от 31.03.2010 N 08/0920-10 соответствуют ЛК РФ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, являются законными и обоснованными, подтверждаются доказательствами по делу.
Доводы Общества о несоответствии выводов судов положениям приказа Министерства сельского хозяйства России от 06.11.2009 N 543, приказа Министерства природных ресурсов России от 24.04.2007 N 109, лесного плана Тюменской области от 19.12.2008 N 113, лесохозяйственного регламента Уватского лесничества Тюменской области, утвержденного приказом Департамента от 23.12.2008 N 657, отклоняются судом кассационной инстанции как противоречащие нормам ЛК РФ, устанавливающим запрет на нецелевое использование защитных лесов (запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов), и имеющим большую юридическую силу.
Арбитражный суд считает, что иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, которыми судами дана оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Оценив предоставленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы Обществом подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5653/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К защитным лесам относятся, в том числе запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов (подпункт "з" пункта 4 части 2 статьи 102 ЛК РФ).
В силу пункта 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
...
Выводы арбитражных судов о том, что оспариваемое Обществом решение Департамента об отказе в утверждении и возврате проекта лесного участка от 22.12.2009, изложенного в письмах от 02.03.2010 N 08/0633-10, от 31.03.2010 N 08/0920-10 соответствуют ЛК РФ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, являются законными и обоснованными, подтверждаются доказательствами по делу.
Доводы Общества о несоответствии выводов судов положениям приказа Министерства сельского хозяйства России от 06.11.2009 N 543, приказа Министерства природных ресурсов России от 24.04.2007 N 109, лесного плана Тюменской области от 19.12.2008 N 113, лесохозяйственного регламента Уватского лесничества Тюменской области, утвержденного приказом Департамента от 23.12.2008 N 657, отклоняются судом кассационной инстанции как противоречащие нормам ЛК РФ, устанавливающим запрет на нецелевое использование защитных лесов (запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов), и имеющим большую юридическую силу."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 февраля 2011 г. по делу N А70-5653/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании