Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2011 г.
Кемеровское открытое акционерное общество "Азот" (далее - КОАО "Азот", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (далее - Росреестр), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 площадью 3 119 490,58 кв.м. в размере 6 626 609 059,47 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 2 124,26 руб.
Также заявитель просит признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка. Заявитель просит признать незаконными действия Росреестра, Управления Росреестра, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости; обязать Управление исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решением от 24.08.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 09.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные инстанции исходили из ненадлежащего исполнения обязанности по проверке определения кадастровой стоимости земельного участка, указав на формальное соблюдение административной процедуры при отсутствии достаточных и достоверных доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации, в результате чего пришли к выводу о доказанности заявленных требований.
В кассационной жалобе Росреестр и Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов доказательствам по делу, просят принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Податели жалобы не согласны с выводами судов о нарушении порядка проведения административных процедур при определении кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, заявители жалобы считают, что решение Росреестра (пункт 7), оформленное актом от 24.11.2008 N 2 о проверке отчета не содержит властного предписания, не нарушает прав и интересов заявителя, не возлагает на него какие-либо обязанности, в том числе по уплате земельного налога, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому не может быть признано недействительным. Заявители отмечают, что судами при разрешении спора не учтено наличие принятого Коллегией администрации постановления от 27.11.2008 N 520 об утверждении результатов кадастровой оценки земельного участка. По мнению Управления и Росреестра, в связи с утвержденной органом исполнительной власти кадастровой стоимости земли, сами по себе оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов Общества, не влекут для них неблагоприятных последствий по уплате земельного налога.
ФГУП "ФКЦ "Земля" с доводами жалобы согласно в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель заявителя представил письменное ходатайство о приостановлении производства по делу, поскольку определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N ВАС-16391/10 принято к производстве заявление Управления о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 21.01.2010 по делу N А27-21124/2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 и постановления Федерального арбитражного апелляционного суда Западно-Сибирского округа от 05.08.2010; определением Высшего Арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 N ВАС-16391/10 дело N А27-21124/2009 истребовано из Арбитражного суда Кемеровской области.
Суд кассационной инстанции определил, что в удовлетворении ходатайства следует отказать, поскольку в данном случае отсутствуют основания для приостановления производства по делу, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142, общая площадь 3 119 490,58 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Грузовая, 1.
В соответствии с полученным 09.02.2009 кадастровым паспортом кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 6 626 609 059,47 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 2 124,26 руб. за кв.м.
04.03.2010 Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении возможности ознакомиться с отчетом об определении кадастровой стоимости земельного участка.
30.03.2010 Общество, ознакомившись с материалами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, пришло к выводу о наличии нарушений законодательства, в связи с чем обратилось в ООО НПФ "Инком Прайс" с заданием для проведения оценки рыночной стоимости спорного земельного участка. Согласно отчету ООО НПФ "Инком Прайс" от 25.06.2010 N 06/10-10 рыночная стоимость земельного участка составила 3 222 000 000 руб.
Считая результаты государственной кадастровой оценки земельного участка недостоверными, а действия по формированию сведений о кадастровой стоимости незаконными и нарушающими их права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебные инстанции сослались на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной рыночной информации.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельный участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки от 24.11.2008.
Коллегия администрации постановлениями от 27.11.2008 N 519, N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям и рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону. Следовательно, выводы судов о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством, являются несостоятельными.
Кроме того, в отношении решения Роснедвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и его удельного показателя, суд кассационной инстанции отмечает то, что указанный акт не возлагает на Общество какие-либо обязанности, в том числе по уплате земельного налога, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество, обращаясь в суд с данным заявлением, просило устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исключения из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка. Суд удовлетворил требования, обязав исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 6 626 609 059, 47 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2 124,26 руб. за кв.м.
Однако, включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановлений Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520, которые не отменены и не оспорены в установленном порядке. В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требованиями о признании незаконными указанных действий.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов о том, что установленное в рамках рассмотрения данного заявления несоответствие отчета требованиям действующего законодательства, содержащиеся в решении и постановлении, повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, заявленные требования подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.08.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9304/2010 отменить.Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления Кемеровского открытого акционерного общества "Азот" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество, обращаясь в суд с данным заявлением, просило устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исключения из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка. Суд удовлетворил требования, обязав исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 6 626 609 059, 47 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2 124,26 руб. за кв.м.
Однако, включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановлений Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520, которые не отменены и не оспорены в установленном порядке. В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требованиями о признании незаконными указанных действий.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов о том, что установленное в рамках рассмотрения данного заявления несоответствие отчета требованиям действующего законодательства, содержащиеся в решении и постановлении, повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
...
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, заявленные требования подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2011 г. по делу N А27-9304/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9304/10
22.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-124/11
27.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-124/11
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6399/11
27.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6399/11
11.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6399/11
11.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-9304/2010
09.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9276/10
24.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9304/10