Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2011 г.
Тюменское муниципальное унитарное предприятие "Рынок" (далее - Тюменское МУП "Рынок") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя М.В.Л. (далее - ИП М.В.Л.) задолженности по договорам о предоставлении торгового места от 13.07.2007 N н.14.5 и от 01.11.2007 N н.14.12 в общей сумме 59 960 рублей.
Решением от 11.08.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 16.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Принимая решение, арбитражный суд, руководствуясь нормами Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" далее - Закон о розничных рынках), пришёл к выводу об отсутствии у истца правовых оснований для заключения указанных договоров.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Тюменское МУП "Рынок" обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции, признав незаключёнными договоры от 13.07.2007 N н.14.5, от 13.07.2010 N н.14.12 вышел за рамки заявленных требований, поскольку такое требование ни одной из сторон не заявлялось.
Тюменское МУП "Рынок" полагает, что судами неправомерно применены к спорным правоотношениям положения статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как деятельность по организации розничного рынка регулируется Законом о розничных рынках.
ИП М.В.Л. письменный отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания не представила.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 13.07.2007 Тюменское МУП "Рынок" (Управляющая рынком компания) и ИП М.В.Л. (арендатор) подписали договор о предоставлении торгового места N н.14.5. Согласно пункту 1.1 указанного договора Управляющая рынком компания передаёт, а арендатор принимает во временное пользование с 13.07.2007 по 13.01.2008 торговое место N 5, расположенное по адресу: город Тюмень, улица Полевая, 107, площадью 2,25 кв.м, в соответствии с утверждённой схемой размещения на специализированном непродовольственном рынке для осуществления деятельности по продаже промышленных товаров.
Арендатор обязуется выплачивать арендную плату за пользование торговым местом в размере 3 500 рублей, которая производится авансовым платежом ежемесячно не позднее 5-го числа текущего месяца (пункты 1.2, 2.1, 2.2 договора).
По данным истца за период с 13.07.2007 по 31.03.2008 оплата за предоставленное торговое место от ответчика не поступала, в связи с чем задолженность ИП М.В.Л. по указанному договору составила 29 800 рублей.
13.07.2007 Тюменское МУП "Рынок" (Управляющая рынком компания) и ИП М.В.Л. подписали договор N н.14.12 с условиями, аналогичными договору от 13.07.2007 N н.14.5 на представление торгового места N 12, площадью 2,25 кв.м, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Полевая, 107, переданного арендатору по акту приёма-передачи от 13.07.2007 N н. 14.12.
По данным Тюменского МУП "Рынок" за период с 13.07.2007 по 31.03.2008 оплата за предоставленное торговое место от арендатора не поступала, в результате образовалась задолженность ИП М.В.Л. в размере 29 800 рублей.
Установив, что у ответчика имеется задолженность по оплате за пользование торговыми местами за период с 13.07.2007 по 01.03.2008 (260 дней), истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров, как договор о предоставлении торгового места на розничном рынке не поименован.
В силу статьи 2 Закона о розничных рынках правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, деятельность по организации и осуществлению торговли на розничных рынках представляет собой особый вид деятельности, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством как на федеральном уровне - Законом о розничных рынках, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в Тюменской области постановлениями Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 74-п "Об утверждении порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках" и от 03.04.2007 N 70-п "Об утверждении Требований к торговым местам на розничных рынках Тюменской области" (далее - Требования к торговым местам).
Согласно пунктам 7, 8 статьи 3 Закона о розничных рынках торговым местом является место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведённое управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным управляющей рынком компанией и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок.
Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений (пункт 2 статьи 15 Закона о розничных рынках).
Из материалов дела следует, что предметом договоров от 13.07.2007 N н.14.5 и от 01.11.2007 N н.14.12 являются торговые места - контейнеры N 5 и N 12 площадью 2,25 кв.м, расположенные по адресу: город Тюмень, улица Полевая, 107, в соответствии с утверждённой схемой размещения на специализированном непродовольственном розничном рынке.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 14 Закона о розничных рынках в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном указанным Законом.
Торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 5 Требований к торговым местам торговые места должны иметь номер согласно схеме размещения, указание номера торгового места обязательно при заключении договора о предоставлении торгового места. Информация о количестве и расположении торговых мест на рынке размещается на информационном стенде на территории рынка.
Учитывая изложенное, принимая судебные акты, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что подлежащее передаче в аренду торговое место на розничном рынке должно быть определено на схеме размещения торговых мест с указанием номера такого места.
Судами установлено и из материалов дела следует, что из схемы размещения торговых мест на Тюменское МУП "Рынок" "Вещевой рынок центральный" город Тюмень, улица Полевая, 107 невозможно определить, в каком именно месте располагается указанные торговые места N 5 и N 12, на схеме нумерация торговых мест отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно признал установленным факт ненадлежащей идентификации объектов аренды в договорах, что свидетельствует о ничтожности договоров от 13.07.2007 N н.14.5 и от 01.11.2007 N н.14.12 как не соответствующих пункту 9 статьи 15 Закона о розничных рынках и пункту 11 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках, утверждённого Постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 74-п, запрещающих заключение договора о предоставлении торговых мест, не предусмотренных схемой размещения торговых мест.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Следовательно, оснований для взыскания арендной платы по ничтожному договору не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены, состоявшихся по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.08.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 16.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5530/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и из материалов дела следует, что из схемы размещения торговых мест на Тюменское МУП "Рынок" "Вещевой рынок центральный" город Тюмень, улица Полевая, 107 невозможно определить, в каком именно месте располагается указанные торговые места N 5 и N 12, на схеме нумерация торговых мест отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно признал установленным факт ненадлежащей идентификации объектов аренды в договорах, что свидетельствует о ничтожности договоров от 13.07.2007 N н.14.5 и от 01.11.2007 N н.14.12 как не соответствующих пункту 9 статьи 15 Закона о розничных рынках и пункту 11 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках, утверждённого Постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 74-п, запрещающих заключение договора о предоставлении торговых мест, не предусмотренных схемой размещения торговых мест.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Следовательно, оснований для взыскания арендной платы по ничтожному договору не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2011 г. по делу N А70-5530/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании