Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Современные технологии" (далее - ООО "Современные технологии", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Государственного строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 18.09.2009 N 1 об отказе в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Решением от 15.06.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 26.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования ООО "Современные технологии" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Современные технологии" просит отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции передать дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого помещения для торгово-административной деятельности общей площадью 1827,9 кв.м, расположенного на 0, 1, 2, 3, 4 этажах пятиэтажного торгово-административного здания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 12.07.2004 серия 86 N 346629.
Администрацией муниципального образования г. Нягани на основании заявления ООО "Современные технологии" от 19.12.2007 выдано разрешение от 27.12.2007 N ru 86306000 - 197 на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства "Торгово-административное здание", расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, ул. Ленина, дом 17. Срок действия разрешения установлен до 16.01.2008.
В ходе реконструкции здания Инспекцией проводились проверки осуществления реконструкции здания. Проверкой установлено, что Обществом не выполнено предписание от 11.04.2008 N 22/8, выданное со сроком исполнения до 25.04.2008. Факт нарушения отражен в акте от 22.05.2008 N 21/8. В акте проверки от 08.06.2008 N 14/8 зафиксировано невыполнение требований проекта в части устройства свайных фундаментов - лист 7 проект 2007-АС - боковая поверхность не покрыта битумом в бензине за два раза, полости свай не заполнены пескобетоном и другие нарушения.
Проверкой также установлено, что у Общества имеется согласование стадии проекта "Эскиз" начальником управления государственной экспертизы автономного округа от 06.06.2008 на четыре этажа, однако документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана и дающего право осуществлять реконструкцию объекта капитального строительства не имеется. Факты данных нарушений отражены в акте проверки от 30.07.2008 N 35/8.
Согласно акту проверки от 12.11.2008 N 44/8 выявлено, что реконструкция торгово-административного здания осуществляется без оформленного и не полученного разрешения на строительство в нарушение статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Выявлены и другие нарушения. На основании данного акта проверки вынесено постановление от 09.12.2008 N 4585 главы администрации муниципального образования г. Нягани "Об отмене разрешения на строительство от 27.12.2007 N ru 86306000-197".
Согласно акту проверки от 08.06.2009 N 14/8 выявлено, что при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию данный объект фактически эксплуатируется.
Поскольку Обществом было направлено извещение от 14.07.2009 N 01 об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по адресу: г. Нягань, ул. Ленина, 17 (имеется также односторонний акт от 14.11.2008 приемки законченного строительством объекта), Инспекцией проведена итоговая проверка.
Из содержания акта от 18.08.2009 N 18/8-1 итоговой проверки следует: решение от 17.07.2009 Няганского городского суда г. Нягань о запрещении эксплуатации объекта до устранения нарушений, влияющих на несущую способность здания - объект капитального строительства "Реконструкция торгово-административного здания", расположенного по адресу: г. Нягань, ул. Ленина, 17, не исполняется, объект находится в стадии строительства; предписание от 30.07.2008 N 47/8 и предписание от 30.07.2008 N 49/8 не выполнены; разрешение на строительство от 27.12.2007 N ru 86306000-197 отменено.
ООО "Современные технологии" обратилось в Отдел инспектирования по г. Нягани и Октябрьскому району Инспекции Государственного строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением от 04.09.2009 N 195 о выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Отделом инспектирования по г. Нягани и Октябрьскому району Инспекции Государственного строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по результатам рассмотрения заявления Общества принято решение от 18.09.2009 N 1 об отказе в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Не согласившись с указанными действиями Инспекции, ООО "Современные технологии" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции выдать заключение о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации реконструированного им объекта капитального строительства.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполненных работ и применяемых строительных материалов впроцессе строительства, конструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Пунктом 17 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), предусмотрено, что орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Согласно пункту 3 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 (далее - Порядок проведения проверок), итоговая проверка соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - итоговая проверка) проводится органом государственного строительного надзора в случае получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Орган государственного строительного надзора в течение 10 рабочих дней после получения обращения застройщика или заказчика, указанного в пункте 29 Порядка проведения проверок, выдаёт заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а при отсутствии оснований для выдачи заключения принимает решение об отказе в выдаче такого заключения.
При проведении итоговый проверки должен соблюдаться порядок проведения проверки, предусмотренный главой 3 Порядка проведения проверок, и учитываться следующее: а) визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия); б) проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при проведении итоговой проверки Инспекцией были выявлены нарушения, отраженные в акте итоговой проверки от 18.08.2009 N 18/8-1, которые явились препятствием для выдачи оспариваемого ООО "Современные технологии" заключения, а заявителем не представлено достоверных доказательств, опровергающих выявленные Инспекцией нарушения.
Следовательно, решение об отказе в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации правомерно.
Установив, что выводы судов обеих инстанций соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права допущено не было, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.06.2010 Арбитражного Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 26.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-12460/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 (далее - Порядок проведения проверок), итоговая проверка соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - итоговая проверка) проводится органом государственного строительного надзора в случае получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Орган государственного строительного надзора в течение 10 рабочих дней после получения обращения застройщика или заказчика, указанного в пункте 29 Порядка проведения проверок, выдаёт заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а при отсутствии оснований для выдачи заключения принимает решение об отказе в выдаче такого заключения.
При проведении итоговый проверки должен соблюдаться порядок проведения проверки, предусмотренный главой 3 Порядка проведения проверок, и учитываться следующее: а) визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия); б) проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2011 г. по делу N А75-12460/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании