Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Обогатительная фабрика "Прокопьевскуголь" (далее - ООО "ОФ "Прокопьевскуголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области о признании незаконными действий, выразившихся во внесении в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101020:275 в размере 61 147 729,26 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 993,15 руб. за кв.м., а также об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости данные сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемые действия не соответствуют правилам статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 2.2.1-2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) от 15.02.2007 года N 39 (далее - Методические указания N 39), пунктам 5, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 (далее - Правила проведения кадастровой оценки земель), пунктам 9.4, 9.5, 9.8 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 года N 215 (далее - Административный регламент), нарушают право заявителя на внесение законных арендных платежей за пользование земельным участком.
Определением от 28.06.2010 арбитражный суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену заинтересованного лица: Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости) на его правопреемника Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва (далее - ФГУП ФКЦ "Земля") и Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 19.07.2010 (судья М.С.Н.) арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований по мотиву недоказанности несоблюдения законодательства при проведении работ по государственной оценке земельного участка, ссылаясь на вступившее в законную силу решение Кемеровского областного суда по делу N 3-151/09, как подтвердившее совершение действий по формированию сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с законодательством.
Седьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.10.2010 года отменил решение суда и удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд пришел к выводу о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка, о формальном соблюдении административной процедуры определения кадастровой стоимости земельного участка, указав на отсутствие достаточных и достоверных доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации, а также на необоснованное определение кадастровой стоимости спорного земельного участка как вновь образованного.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда доказательствам по делу, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает, что представленными в дело материалами доказан факт надлежащего исполнения возложенной на него функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель. Ссылаясь на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21.09.2010 года N 7309/10, податель жалобы отмечает, что в государственный кадастр недвижимости внесены показатели оценки кадастровой стоимости земельного участка, утвержденные постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519. Податель жалобы указывает на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 года N 222 (далее - Методические указания N 222).
ООО "ОФ "Прокопьевскуголь" в отзыве просило оставить в силе постановление апелляционного суда, как законное и обоснованное, отклонив доводы кассационной жалобы.
От ФГУП ФКЦ "Земля" получено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии его представителя. При этом ФГУП ФКЦ "Земля" указало, что поддерживает позицию Управления Росреестра, изложенную в кассационной жалобе.
Представитель ООО "ОФ "Прокопьевскуголь" в судебном заседании высказался против удовлетворения кассационной жалобы, считая выводы апелляционного суда правильными, пояснив, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена при его постановке на кадастровый учет 12.07.2007, возможность повторного определения кадастровой стоимости не предусмотрена нормативно-правовыми актами.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о проведении судебного заседания, кассационная жалоба, согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц.
Проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции находит постановление апелляционного суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "ОФ "Прокопьевскуголь" на основании распоряжения администрации г. Прокопьевска N 2416-р от 17.10.2008 в соответствии с заключенным договором аренды земельного участка от 12.12.2008 N 4221/1 использует земельный участок с кадастровым номером 42:32:0101020:275 площадью 30 678,94 кв.метров, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, в 250 метрах от пл-ки Фрунзе, 13, для эксплуатации промышленной площадки шахты.
В приложении 1 к договору аренды стороны согласовали, что размер арендной платы составляет 2% от кадастровой стоимости участка.
В 2008 году арендная плата составила 536 053,12 руб. в год от кадастровой стоимости земельного участка 26 802 655,93 руб.
По расчету арендодателя размер арендной платы на 2009 год за спорный земельный участок был определен в сумме 1 222 954,58 руб. в год.
Из полученного кадастрового паспорта N 4200/001/09-30131 от 22.07.2009 обществу стало известно, что земельный участок с кадастровым номером 42:32:0101020:275 поставлен на кадастровый учет 12.09.2007, кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 61 147 729,26 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 1 993,15 руб./кв. м.
Посчитав незаконным внесение в государственный кадастр недвижимости данных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, ООО "ОФ "Прокопьевскуголь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал заявленные требования неправомерными и неподлежащими удовлетворению, установив, что вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда по делу N 3-151/09 подтверждается соответствие нормам действующего законодательства действий Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Отменяя решение суда и удовлетворяя в полном объеме заявленные требования, апелляционный суд согласился с обоснованностью доводов ООО "ОФ "Прокопьевскуголь", находя действия Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующими требованиям статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Методических указаний N 39, Административного регламента, Методических указаний N 222 и нарушающими права общества, связанные с уплатой арендных платежей.
В силу положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане для признания незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решения или действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316), в соответствии с которыми функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальные органы.
Согласно пункту 8 Правил N 316, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Из пункта 10 Правил N 316 следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
В соответствии с Методическими указаниями N 39, утвержденными Минэкономразвития во исполнение пункта 11 Правил N 316, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков включает два этапа: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; осуществление расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе построения статистических моделей в установленном данным нормативным актом порядке.
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний N 222, утвержденных Минэконоразвития, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимостью и её территориальными органами по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 316, пунктами 4, 9 Административного регламента территориальные органы Роснедвижимости представляют на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результаты государственной кадастровой оценки земель в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов. В полномочия органов кадастрового учёта входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 года N 7309/10 отметил, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Управление Роснедвижимости после проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков передало результаты государственной кадастровой оценки земель администрации Кемеровской области.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий постановлениями от 27.11.2008 года N 519 и N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
После утверждения органом исполнительной власти Кемеровской области результатов государственной оценки земель Управление Роснедвижимости внесло в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями N 222 при применении среднего показателя, утвержденного постановлением от 27.11.2008 N 519.
При этом материалы дела не содержат доказательств о признании названного постановления несоответствующим закону.
Апелляционный суд, исходя из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на момент его постановки на кадастровый учет 12.07.2007, указал на необоснованность определения кадастровой стоимости данного земельного участка на 01.01.2009 в соответствии с Методическими указаниями N 222.
Данный вывод апелляционного суда сделан без установления обстоятельств официального опубликования распоряжения администрации Кемеровской области от 21.03.2003 N 261-р, на основании которого была установлена и внесена кадастровая стоимость спорного земельного участка при его постановке на кадастровый учет.
Материалы дела не содержат данных об официальном опубликовании указанного распоряжения администрации Кемеровской области.
Между тем, в силу пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
Кроме того, с принятием постановлений от 27.11.2008 N 519 и N 520 об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участком и об утверждении кадастровой оценки земель с 01.01.2009 утратило силу распоряжение администрации Кемеровской области от 21.03.2003 N 261-р.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Принцип непрерывности внесения в государственный кадастр сведений сопровождается непрерывностью процесса совершенствования нормативно-правовой базы получения кадастровых сведений, что может гарантировать объективность и ценность такой информации.
Таким образом, действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденных постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519 и N 520, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и не могут нарушать права и законные интересы общества.
С учётом изложенного постановление от 18.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 19.07.2010.
Указание суда первой инстанции на преюдициальное значение решения Кемеровского областного суда по делу N 3-151/09 не повлияло на законность решения суда от 19.07.2010 об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 18.10.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12884/2009 отменить.
Решение от 19.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области по этому делу оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалы дела не содержат данных об официальном опубликовании указанного распоряжения администрации Кемеровской области.
Между тем, в силу пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
Кроме того, с принятием постановлений от 27.11.2008 N 519 и N 520 об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участком и об утверждении кадастровой оценки земель с 01.01.2009 утратило силу распоряжение администрации Кемеровской области от 21.03.2003 N 261-р.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Принцип непрерывности внесения в государственный кадастр сведений сопровождается непрерывностью процесса совершенствования нормативно-правовой базы получения кадастровых сведений, что может гарантировать объективность и ценность такой информации.
Таким образом, действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденных постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519 и N 520, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и не могут нарушать права и законные интересы общества.
С учётом изложенного постановление от 18.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 19.07.2010."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2011 г. по делу N А27-12884/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании