• ДОКУМЕНТ

Глава III. Бюджетная классификация

2. Комментарий к Закону Российской Федерации
от 15 июля 1992 г.


"О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям,
областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и
Санкт-Петербургу"


Комментируемый закон был принят в целях регламентации порядка выдачи централизованной помощи субъектам Российской Федерации. Впервые в законодательном порядке были определены понятия субвенций и дотаций, установлены условия и порядок предоставления субвенций из федерального бюджета и из внебюджетных фондов.

Различие дотаций и субвенций состоит в определении целей и порядка их предоставления.

Дотации - это выделение средств (материальная помощь) нижестоящему уровню бюджета без указания цели. Соответствующий орган сам определял направления выделенных средств.

Субвенции - это денежные суммы, которые выделяются не в целом нижестоящему уровню бюджета, а на определенные цели. Отсюда и возможность возврата этих средств в случае нецелевого использования выделенных сумм.


Раздел I.
Общие положения


В указанном разделе Закона установлено изъятие применения субвенций. Это финансирование мероприятий, которые полностью финансируются за счет средств федерального бюджета (особо указывая на мероприятия, предусмотренные Законом РСФСР "О социальном развитии села").

Целевой характер субвенций и срочность возврата обеспечивается предоставлением права изъятия субвенций в бесспорном порядке органом, предоставившим субвенцию в достаточно короткий срок - три месяца.


Раздел II.
Представление и использование
субвенций из федерального бюджета


Текущие субвенции выдаются из федерального бюджета:

на общегосударственные социальные расходы, инвестиционные субвенции;

на капитальные вложения, на развитие социальной инфраструктуры. Те и другие субвенции должны направляться на объекты, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Получатели субвенций - представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации своим решением часть средств субвенций могут направить на финансирование текущих расходов или капитальных вложений, закрепленных за местными бюджетами, только в том случае, если иное не предусмотрено условиями предоставления субвенций. Однако даже в этом случае представительные органы государственной власти не могут изменить назначение субвенций.

Право на получение субвенций из образованного фонда субвенций федерального бюджета имели не все субъекты Российской Федерации. Текущие субвенции из федерального бюджета, должны были обеспечивать субъектам Российской Федерации, объемы финансирования закрепленных за их бюджетами общегосударственных социальных расходов не ниже гарантированных Российской Федерации нормативов, которые устанавливались Министерством финансов Российской Федерации и утверждались при утверждении бюджета.

В таком же порядке на очередной финансовый год утверждался перечень общегосударственных социальных расходов и закрепление этих расходов за соответствующими уровнями бюджетной системы.

Что же касается инвестиционных субвенций, то они могли быть выданы только в том случае, если недостаточны по заключению Министерства финансов Российской Федерации доходы бюджетов для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений.


Раздел III.
Предоставление и использование субвенций
из внебюджетных фондов


Указанный раздел содержит нормы, определяющие основное назначение субвенций из внебюджетных фондов - это привлечение дополнительных средств на финансирование реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации инвестиционных проектов и программ.

Для получения субвенций из внебюджетных фондов необходимо субъекту Российской Федерации получить статус региона, нуждающегося в финансовой помощи. Эти условия должны быть определены внебюджетными фондами. В законодательном порядке поставлено одно важное условие: субъект Российской Федерации должен вложить в каждую конкретную программу (проект) не менее 20% своих средств.


Раздел IV.
Особые случаи предоставления субвенций


В разделе регламентирован порядок предоставления субвенций городу Москве для возмещения столице Российской Федерации дополнительных расходов и потерь городского бюджета. На 1995 г. представительные органы г. Москвы добивались получения субвенций на эту цель.

Кроме того, предусмотрен порядок выдачи субвенций субъектам Российской Федерации для возмещения непредвиденных расходов из их бюджетов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и катастроф, эпидемий, массовых беспорядков, других чрезвычайных ситуаций. Эти субвенции могут предоставляться за счет резервных фондов Правительства Российской Федерации, а также за счет целевых отчислений из федерального бюджета.

В экономической литературе отмечается, субъекты Российской Федерации не хотели брать субвенции, ссылаясь на то, что в силу высокой инфляции они не выгодны. Субвенции как один из главных инструментов бюджетного регулирования были вытеснены прямыми отчислениями от налогов и трансфертами.

В комментируемый же закон предстоит внести изменения, касающиеся как существа, так и редакции, связанные с созданием новых органов власти, необходимостью упрощения порядка предоставления субвенций и дотаций.


Глава III.
Бюджетная классификация


Комментарий к Закону Российской Федерации
"О бюджетной классификации Российской Федерации"
от 15 августа 1996 г. <115>


1. Понятие и состав бюджетной классификации
(ст. 1 Закона)


Понятие бюджетной классификации, установленное статьей 1 комментируемого закона, определяется как группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это определение соответствует общепризнанному в мировой практике понятию бюджетной классификации.

Группировка доходов и расходов бюджета может производиться по разным основаниям.

Предметная (функциональная) бюджетная классификация - это классификация в зависимости от вида платежей, она применяется при классификации доходов.

Ведомственные и смешанные виды группировок обычно применяются для бюджетной классификации расходов, поскольку каждое ведомство (отрасль) является распорядителем бюджетных кредитов.

На основе бюджетной классификации ведется учет доходов и расходов в финансовых, налоговых органах, банковских учреждениях, бюджетных учреждениях и составляется отчетность об исполнении бюджетов. Она позволяет осуществлять действенный контроль за целевым использованием бюджетных ассигнований.

В последнее время в ряде стран получает широкое применение целевая бюджетная классификация в соответствии с принимаемыми общенациональными, экономическими и социальными программами. Она состоит из разделов по отдельным отраслям и мероприятиям (оборона, сельское хозяйство, промышленность, транспорт, связь и т.д.).

Бюджетная классификация в Российской Федерации должна обеспечить бюджетный учет в условиях проведения реформ в экономике и усиления контроля за всем бюджетным процессом со стороны законодательных и исполнительных органов. В процессе формирования и исполнения бюджета появились расходы, финансирование которых производится на возвратной основе, возникли трансфертные отношения и др. Министерством финансов Российской Федерации составлялась на основе анализа бюджетных классификаций зарубежного опыта, рекомендаций международных финансовых организаций и с учетом российской специфики новая бюджетная классификация. <116>

В условиях дефицита бюджета возникают проблемы более жесткого контроля за привлечением заемных средств, погашением государственного долга, исполнением бюджета. Отсюда и необходимость в детальном регулировании, что и предусмотрено комментируемым законом.

Назначение бюджетной классификации состоит в том, чтобы обеспечивать сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, т.е. федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Она используется в бюджетном процессе при составлении проекта бюджета, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов, а также при составлении исполнительными органами консолидированных бюджетов.

Группировка доходов и расходов бюджетов произведена по различным основаниям и в целом представляет состав бюджетной классификации из одной классификации доходов бюджетов Российской Федерации и из различных видов классификаций расходов бюджетов Российской Федерации.

Бюджетная классификация расходов бюджетов состоит из:

- функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

- экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

- классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

- классификации источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификации видов государственных долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- классификации видов государственного долга и внешних активов Российской Федерации;

- ведомственной классификации расходов федерального бюджета.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета состоит из:

- перечня прямых получателей средств из федерального бюджета:

- классификации целевых статей расходов федерального бюджета;

- классификации видов расходов федерального бюджета;

- распределения расходов федерального бюджета по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям средств из федерального бюджета.

Закон Российской Федерации разграничивает состав бюджетной классификации на часть бюджетной классификации, являющейся единой, используемой при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составления консолидированных бюджетов всех уровней, и на часть, используемой только для составления федерального бюджета. Последнее относится к ведомственной классификации расходов федерального бюджета, классификации источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и классификации видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации.

В зависимости от экономических условий, географического положения субъекты Российской Федерации образуют различные исполнительные органы государственной власти.

Комментируемый закон предоставляет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право утверждать ведомственную бюджетную классификацию соответствующих бюджетов и производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая принципов построения и единства бюджетной классификации.

Что же касается ведомственной классификации местных бюджетов, то согласно этому закону она утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления.


2. Бюджетная классификация доходов бюджетов Российской Федерации
(ст. 2 Закона)


Классификация доходов бюджетов Российской Федерации произведена на коды по группам, подгруппам, статьям и подстатьям. Группировка доходов бюджетов всех уровней основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Так, группами доходов бюджета являются: "налоговые доходы", "неналоговые доходы".

В группе "налоговые доходы" выделены подгруппы по видам налогов, так, например, "налоги на прибыль (доход), прирост капитала; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины и сборы.

В группе "неналоговые доходы" выделены подгруппы: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.

В подгруппах выделены статьи - виды источников, например, в подгруппе "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" выделены статьи: налог на прибыль (доход) организаций, зачисляемый в федеральный бюджет; налог на прибыль

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.