Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 марта 2005 г. N Ф04-1497/2005(9533-А27-27)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Кемеровской области (далее по тексту Инспекция) обратилась в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Мариинский ликеро-водочный завод" (далее по тексту Общество) штрафных санкций в размере 650 рублей за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).
Решением от 19.10.2004 (судья П.) в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что требования Инспекции не основаны на нормах налогового законодательства.
Апелляционной инстанцией арбитражного суда дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение об удовлетворении требований Инспекции.
По мнению Инспекции, при вынесении решения арбитражный суд допустил нарушение норм материального права и не выяснил все обстоятельства, имеющие значение по делу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение от 19.10.04 в силе и отказать Инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, находит кассационную жалобу УПФ РФ подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2003 года представленной Обществом.
В ходе проведения проверки у Инспекции возникла необходимость в истребовании у Общества следующих документов: книги продаж, книги покупок, главной книги по счетам 08, 19, 68, 90, 91; договоров на выполнение строительных (строительно-монтажных, ремонтных) работ, справки о стоимости выполненных строительно-монтажных работ, счетов-фактур, предъявленных покупателям (заказчикам); платежных документов, документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, ОКХОН, лицензии на осуществление медицинской деятельности, договора на оказание услуг, перечня услуг, оплаты услуг, карточки учета ОС-1.
В адрес Общества направлены требования N 16-02-122/38-1160 от 16.02.2004, N 16-08-122/28/1108 от 16.02.2004 о предоставлении указанных выше документов. Требование Обществом не исполнено.
Инспекцией вынесено решение N 481 от 23.04.2004 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафных санкций в размере 650 рублей.
Обществу направлено требование N 8867 от 28.04.04 об уплате налоговых санкций в срок до 08.05.04. Требование осталось не исполненным. Инспекция обратилась в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, отменяя состоявшийся судебный акт и, признавая доводы кассационной жалобы обоснованными, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 88 и пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Согласно пункту 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с частью 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в указанный срок признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В требованиях N 16-02-122/38-1160 от 16.02.2004, N 16-08-122/28/1108 от 16.02.2004 Инспекцией запрашивались документы, подтверждающие обоснованность применения Обществом налоговых вычетов и право на пользование льготой по пункту 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, исходя из анализа приведенных норм, право налогоплательщика на применение налоговых вычетов обусловлено необходимостью их документального подтверждения.
По каким счетам-фактурам учтен НДС при определении размера налогового вычета, какие документы приняты в подтверждении оплаты сумм налога и учтены при составлении налоговой декларации известно только Обществу. Соответственно, у Инспекции не имелось возможности четко указать реквизиты запрашиваемых документов, так как она не обладала данной информацией.
Чтобы применить льготу по налогообложению, предусмотренную статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекции необходимо изучить запрашиваемые в требовании документы, в частности, лицензию на осуществление медицинской деятельности, договор на оказание услуг и т.д.
Кассационная инстанция считает, что перечисленные в требованиях N 16-02-122/38-1160 от 16.02.2004, N 16-08-122/28/1108 документы были необходимы Инспекции для проведения проверки правильности исчисления НДС по налоговой декларации за декабрь 2003, как подтверждающие правомерность применения Обществом льготы по налогообложению и правомерности заявленных вычетов.
В связи с этим, выводы суда о том, что в требованиях Инспекции отсутствует определенность в отношении запрашиваемых у Общества документов, являются необоснованными, противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что арбитражный суд на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств правильно установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако неправильно применил нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении требований Инспекции в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривающим дело по первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289, статьей 110, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 19.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19147/04-2 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Мариинский ликеро-водочный завод", находящегося по адресу: 652150, Кемеровская область, Мариинский район, г. Мариинск, ул. Пальчикова, 28; ИНН 4213003050, КПП 421301001, 650 (шестьсот пятьдесят) рублей штрафа и 750 (семьсот пятьдесят) рублей государственной пошлины в доход соответствующего бюджета за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций Арбитражного суда Кемеровской области.
Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Кемеровской области. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2005 г. N Ф04-1497/2005(9533-А27-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании