Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 марта 2005 г. N Ф04-1526/2005(9495-А27-30)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Киселевску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным контракта N ТСУ-С/10 от 29.07.2002, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Транссибуголь" и фирмой "Carbico Trading Co", Великобритания, и о применении последствий недействительности указанной сделки.
Истец мотивировал исковые требования ссылкой на ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением от 13.09.2004 (судья К.О.П.) Арбитражного суда Кемеровской области производство по делу прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием у налоговых органов полномочий на предъявление исков о признании сделок недействительными.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2004 (судьи: П., К.Е.Н., Ш.) того же суда определение от 13.09.2004 отменено, дело направлено на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
Суд мотивировал постановление тем, что в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 налоговые органы вправе предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
В кассационной жалобе ООО "Шахта Краснокаменская", ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции нормам материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе определение от 13.09.2004.
Заявитель жалобы полагает, что перечень исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд, предусмотрен п.п. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и может быть дополнен только указанным Кодексом; Налоговый кодекс не предоставляет налоговым органам полномочий заявлять в суд иски о признании сделок недействительными; налоговые органы не наделены правом предъявления исков о признании сделок недействительными; Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам является ненадлежащим истцом.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать по мотивам, указанным в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 29.07.2002 между ООО "Транссибуголь" и фирмой "Carbico Trading Со", Великобритания был заключен контракт N ТСУ-С/10 поставки угля.
Истец, считая указанную сделку недействительной, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Перечень видов исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд, предусмотрен подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и может быть дополнен только указанным Кодексом. Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет налоговым органам полномочий заявлять в суд иски о признании сделок недействительными.
Однако пунктом 11 статьи 7 закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы наделены правом предъявлять в суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Оспариваемые сделки могут затронуть публичные интересы. Закон о налоговых органах в части представления налоговым органам полномочий на предъявление исков о признании сделок недействительными не признан утратившим силу. В целях защиты государственных и публичных интересов государственные органы в лице инспекций по налогам и сборам, руководствуясь пунктом 11 статьи 7 Закона о налоговых органах, вправе обращаться в суд с требованиями о признании сделок недействительными.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.06.2004 N 226-О указал, что в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступления налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона о налоговых органах.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
постановление апелляционной инстанции от 24.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9950/04-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2005 г. N Ф04-1526/2005(9495-А27-30)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании