Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 марта 2005 г. N Ф04-1650/2005(9661-А45-34)
(извлечение)
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Новосибирска (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском (заявлением) к ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее по тексту - Инспекция) о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 3650159,54 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Управление, не являясь плательщиком НДС с сумм, полученных за услуги по доставке пенсий, ошибочно производило уплату НДС в период с 01.01.2001 г. по 06.04.2004 г. В судебном заседании Управление уточнило заявленные требования, - просило обязать Инспекцию возвратить излишне уплаченный НДС за период с 09.04.2001 г. по 06.04.2004 г. в общей сумме 3468033,78 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2004 (судья К.) уточненные требования удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2004 (судьи М., П., Ш.) решение от 19.08.04 г. было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение от 19.08.04 г. и постановление апелляционной инстанции от 07.12.04 г. отменить, в удовлетворении требований Управления отказать.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Управлением за период с 01.01.2001 г. по 06.04.2004 г. был уплачен НДС в размере 3650159,54 руб., исчисленный от денежных сумм, поступивших Управлению за услуги по доставке пенсий.
09.04.2004 г. Управление обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм НДС. Письмом от 19.05.04 г. Инспекция отказала Управлению в возврате налога.
Полагая, что решение Инспекции об отказе в возврате налога, выраженное в письме от 19.05.04 г., нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, уменьшенные Управлением с учетом положений п. 8 ст. 78 НК РФ, суд первой и апелляционной инстанций принял законные и обоснованные судебные акты, правомерно указав при этом на то, что денежные средства, полученные за услуги по доставке пенсий, не являются объектом налогообложения в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ. Кассационная инстанция данный вывод суда поддерживает и отклоняет доводы Инспекции о том, что денежные средства, получаемые отделами доставки пенсий Управления за услуги по доставке пенсий, должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В то же время пунктом 2 ст. 146 НК РФ установлено, что не признаются объектом налогообложения операции, указанные в пункте 3 ст. 39 НК РФ, в частности операции по передаче имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством.
Пунктом 32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, также предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются суммы финансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление деятельности некоммерческих организаций.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета России от 27.12.91 N 2122-1, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим государственное управление финансами пенсионного обеспечения в России. Анализ положений действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения позволяет сделать вывод, что основными видами деятельности Пенсионного фонда РФ являются сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату пенсий, пособий в соответствии с действующим законодательством (пункт 3 Положения).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в силу статьи 5 Закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ является Пенсионный фонд РФ в лице его территориальных органов, действующих на основании Положения, утверждаемого Правлением Пенсионного фонда РФ. Аналогичные функции Пенсионного фонда РФ были закреплены Указом Президента РФ N 1709 от 27.09.2000 г.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с пунктами 1-5 Положения о ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Новосибирска, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.09.2003 N 126, данное государственное учреждение является некоммерческой организацией и создано Пенсионным фондом РФ для организации пенсионного обеспечения, финансирование расходов которого осуществляется последним на основании отдельной строки в составе расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, утверждаемого Федеральным Собранием, и производится через Отделение Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области.
На основании вышеизложенного арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что Управление, являющееся некоммерческой организацией, финансируется из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления основной уставной деятельности, включающей доставку пенсий. Денежные средства, полученные за услуги по доставке, не являются объектом налогообложения в соответствии подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ, следовательно, не должны учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДС, в связи с чем ссылка Инспекции на статью 149 НК РФ несостоятельна.
Также судом кассационной инстанции отклоняется как ошибочный довод налогового органа о том, что норма подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, в соответствии с которой не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не распространяется на услуги по доставке пенсий, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации является финансово-кредитным учреждением и не отнесен к органам государственной власти и управления.
Конституционный Суд РФ изложил свою правовую позицию по вопросу отнесения Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и управления в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", указав, что полномочия Пенсионного фонда РФ по своей правовой природе относятся к функциям органов исполнительной власти.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал в соответствии со ст. 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 19.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.12.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10631/04-СА43/386 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. N Ф04-1650/2005(9661-А45-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании