Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 марта 2005 г. N Ф04-1653/2005(9650-А45-34)
(извлечение)
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция) о возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 5401178,32 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Управление, не являясь плательщиком НДС с сумм, полученных за услуги по доставке пенсий, ошибочно производило уплату НДС в период с 01.04.2001 по 31.03.2004.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.10.2004 (судья Х.) заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение от 26.10.2004 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу до начала слушания дела не поступил.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что принятое по делу решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, Управлением в период с 01.04.2001 по 31.03.2004 был уплачен НДС в общей сумме 5401178,32 руб., исчисленный от денежных сумм, поступивших Управлению за услуги по доставке пенсий.
07.04.2004 Управление обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм НДС. Письмом от 23.04.2004 Инспекция отказала налогоплательщику в возврате налога.
Полагая, что решение Инспекции об отказе в возврате налога, выраженное в письме от 23.04.04 г., нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства, полученные за услуги по доставке пенсий, не являются объектом налогообложения в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ. Кассационная инстанция данный вывод суда поддерживает и отклоняет доводы Инспекции о том, что денежные средства, получаемые отделами доставки пенсий Управления за услуги по доставке пенсий, должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В то же время пунктом 2 ст. 146 НК РФ установлено, что не признаются объектом налогообложения операции, указанные в пункте 3 ст. 39 НК РФ, в частности операции по передаче имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством.
Пунктом 32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, также предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются суммы финансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление деятельности некоммерческих организаций.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета России от 27.12.91 N 2122-1, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим государственное управление финансами пенсионного обеспечения в России. Анализ положений действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения позволяет сделать вывод, что основными видами деятельности Пенсионного фонда РФ являются сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату пенсий, пособий в соответствии с действующим законодательством (пункт 3 Положения).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в силу статьи 5 названного закона является Пенсионный фонд РФ в лице его территориальных органов, действующих на основании Положения, утверждаемого Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации. Аналогичные функции Пенсионного фонда РФ были закреплены Указом Президента РФ N 1709 от 27.09.2000 г.
На основании вышеизложенного арбитражный суд обоснованно исходил из того, что Управление, являющееся некоммерческой организацией, финансируется из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления основной уставной деятельности, включающей доставку пенсий. Денежные средства, полученные за услуги по доставке, не являются объектом налогообложения в соответствии подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ, и, следовательно, не должны учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДС, в связи с чем ссылка Инспекции на статью 149 НК РФ несостоятельна.
Также судом кассационной инстанции отклоняется как ошибочный довод налогового органа о том, что норма подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, в соответствии с которой не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не распространяется на услуги по доставке пенсий, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации является финансово-кредитным учреждением и не отнесен к органам государственной власти и управления.
Конституционный Суд РФ изложил свою правовую позицию по вопросу отнесения Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и управления в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", указав, что полномочия Пенсионного фонда РФ по своей правовой природе относятся к функциям органов исполнительной власти.
Однако в нарушение статей 162, 168 и п. 4 ст. 170 АПК РФ арбитражный суд не дал всестороннюю оценку всем доказательствам по делу. В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ, заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В связи с тем, что уплата налога на добавленную стоимость за 2001-2004 г.г. осуществлялась Управлением несколькими платежами и в различные сроки, то и срок на подачу заявления о возврате налога должен исчисляться с даты каждого платежа.
В мотивировочной части решения арбитражный суд не указал доказательства, которые позволили сделать вывод о том, что налогоплательщиком соблюден установленный п. 8 ст. 78 НК РФ срок в отношении всей заявленной к возврату суммы налога.
Отметив, что заявление о возврате налога от 07.04.04 г. подано Управлением с соблюдением срока, предусмотренного п. 8 ст. 78 НК РФ, судом не дана оценка реестру платежных поручений за 2001 г. и платежным поручениям за 2001 г. (л.д. 15-64, том 1), где, в том числе, указано платежное поручение от 05.04.01 г. на перечисление 30000 руб. налога.
Следовательно, вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам и документам, имеющимся в деле.
Также судом не дана оценка учредительным документам Управления, на основании которых оно осуществляло в период 2001-2004 г. деятельность, не облагаемую НДС.
Учитывая, что судом допущено нарушение вышеуказанных норм процессуального права, которое могло привести к принятию неправильного решения и не может быть устранено арбитражным судом кассационной инстанции, решение от 26.10.04 г. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду следует устранить данные нарушения, всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы, при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства, дать оценку всем доводам сторон, а также распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 26.10.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9163/2004-СА12/428 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. N Ф04-1653/2005(9650-А45-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании