Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 марта 2005 г. N Ф04-1428/2005(9643-А27-6)
(извлечение)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеобразовательного вида N 1 "Василек" (далее - детский сад) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Кемеровской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения N 38 от 28.01.2003 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда от 10.09.2003 (судья П.) заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд исходил из того, что полученные в качестве платы за содержание детей в детском саду денежные средства носят компенсационный характер и не являются объектом налогообложения.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2003 (судьи К., Л., М.) решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.03.2004 судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражный суд (судья К.) решением от 26.04.2004 отказал в удовлетворении заявленного требования детскому саду.
Апелляционная инстанция арбитражного суда (судьи М., К., П.) постановлением от 23.11.2004 оставила без изменения решение суда.
В кассационной жалобе детский сад "Василек" просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием ее выводов обстоятельствам дела. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, принятых арбитражным судом, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
Из материалов дела следует, что по итогам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций по НДС за I и II кварталы 2002 года, представленных детским садом 19.11.2002 после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога инспекция вынесла 28.01.2003 решение N 38 о привлечении детского сада "Василек" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в результате неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 828,60 руб. Детскому саду предложено перечислить недоимку по НДС в сумме 4143 руб. и пени в размере 687,80 руб. Основанием для принятия такого решения послужило неправомерное отнесение платы родителей в размере 24860 руб. за I и II кварталы 2002 года к операциям, не подлежащим налогообложению, без наличия у детского сада лицензии на образовательную деятельность, что привело к занижению НДС на сумму 4143 руб. Кроме того, детский сад не выполнил требование пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции, отказав детскому суда в удовлетворении требования о признании недействительным указанного решения налогового органа, а суд апелляционной инстанции оставив без изменения решение суда, приняли по существу правильные судебные акты.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях не подлежат налогообложению и подпунктом 14 пункта этой же статьи освобождены от налогообложения услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлению основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Однако в пункте 6 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации законодатель определил, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, пункт 6 статьи 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции от 25.07.2002 с изменениями от 24.12.2002) устанавливает, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
В пункте 1.6 Устава детского сада закреплено, что право на льготы возникает с момента выдачи детскому саду лицензии.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 25.07.2002 с изменениями от 24.12.2002) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, к которым в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 этой же статьи относятся образовательные учреждения дошкольного типа.
Исходя из Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1204 (в редакции от 23.12.2002) и уставной деятельности, указанные учреждения являются образовательными, они созданы с целью реализации программы дошкольного образования, сохранения и укрепления физического здоровья детей; физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей. Указанная деятельность неразрывно связана с содержанием детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796 (в редакции от 03.10.2002) установлен порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программе дошкольного образования, которое неразрывно связано с содержанием детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Арбитражный суд апелляционной инстанции с учетом исследованных обстоятельств и материалов дела обоснованно пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие лицензии у детского сада.
Доводам заявителя жалобы о том, что действующим законодательством предусмотрено исправление ошибок, внесенных в уточненные налоговые декларации и об отсутствии намерения у заявителя не применять льготу, арбитражный суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку при рассмотрении апелляционной жалобы, доводы которой аналогичны доводам, указанным в кассационной жалобе.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 26.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 23.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5560/03-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. N Ф04-1428/2005(9643-А27-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании