Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 марта 2005 г. N Ф04-1622/2005(9563-А45-23)
(извлечение)
Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Новосибирской области, г. Куйбышев Новосибирской области обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Облстрой" (СУ-48) 172777,20 руб. штрафных санкций за неполное перечисление сумм налога за период с 02.09.2001 по 17.02.2004, подлежащего удержанию и перечислению, а также за предоставление сведений о доходах физических лиц в налоговый орган за 2002 г. не в полном объеме.
Определением суда первой инстанции от 27.09.2004 (судья Б.) исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как заявление, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2004 (судьи Л., М., Т.) определение суда отменено, дело направлено на рассмотрение спора по существу в первую инстанцию.
Отменяя определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил, что государство в лице налогового органа вправе предъявить должнику требования по налоговым санкциям в рамках процесса о банкротстве с момента принятия судом решения о принудительном их взыскании с должника.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий ОАО "Облстрой" просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, законодательство о банкротстве не устанавливает различия для порядка рассмотрения требований о взыскании обязательных платежей, пени, налоговых санкций, а прямо указывает, что все требования кредиторов об уплате обязательных платежей и иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Кроме того, согласно абзацу 2 части 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не представлен.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС России N 11 по Новосибирской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Облстрой" в части деятельности филиала (Строительное управление - 48).
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 20.02.2003 N 11 и вынесено решение от 11.03.2003 N 11 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на момент предъявления налоговым органом иска (24.08.2004) в отношении ОАО "Облстрой" было открыто конкурсное производство и назначен конкурсный управляющий, что подтверждено решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31.03.2004 о признании ОАО "Облстрой" банкротом и определением суда от 02.04.2004 об утверждении конкурсного управляющего.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о правомерном обращении налогового органа в арбитражный суд с данным исковым заявлением исходя из следующего.
В силу статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Сумма штрафов и иных санкций подлежит удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди.
Для включения указанного требования в реестр требований кредиторов оно должно быть установлено в определенном законом порядке. Размер денежного обязательства по требованию кредитора считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или в иных предусмотренных данным законом случаях.
Согласно пункту 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, следовательно, требование налогового органа о взыскании налоговой санкции должно быть подтверждено в судебном порядке.
Таким образом, налоговый орган вправе предъявить должнику требования по налоговым санкциям в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения о их принудительном взыскании с должника. Включение взыскиваемой по данному спору суммы штрафа в реестр требований кредиторов производится только на основании соответствующего судебного акта.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2004 по делу N А45-14657/04-КГ5/330 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. N Ф04-1622/2005(9563-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании