Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 марта 2005 г. N Ф04-1456/2005(9664-А45-35)
(извлечение)
Муниципальное учреждение культуры "Парк культуры и отдыха "Центральный", г. Новосибирск (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Новосибирска (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 20.08.2003 N 205 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 27250,30 рублей за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - в сумме 260247,40 рублей, налога на пользователей автомобильных дорог (далее - НПАД) в сумме 12254,30 рублей, начисления пени за несвоевременную уплату НДС и НПАД в сумме 53722 рублей.
Решением арбитражного суда от 04.10.2004 (судья Д.) заявленные требования удовлетворены.
Арбитражный суд исходил из недоказанности налоговым органом обоснованности взыскания с налогоплательщика налогов, пени и привлечения к налоговой ответственности в оспариваемой части решения.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2004 (судьи М., П., Ш.) решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение. Считает, что для признания финансирования благотворительной деятельностью необходимо, чтобы предприятие- получатель финансовой помощи не являлось коммерческой организацией, политической партией и движением, а также у данного предприятия должны отсутствовать какие-либо обязанности перед благотворителем взамен оказанной помощи, при этом финансовые средства организация должна использовать строго по назначению, а отчет об использовании целевого финансирования представить организации - благотворителю. Указывает, что представленные налогоплательщиком ведомости операций по счету "Целевое финансирование" счета NN 86 и 96, "Основное производство" счет N 20 являются регистрами бухгалтерского учета, сведения в них вносятся на основании первичных учетных документов, без предоставления которых нельзя установить соответствие полученных средств израсходованным и подтвердить расходование этих средств на цели, заявленные учреждением.
К началу судебного заседания отзыв на кассационную жалобу от учреждения не поступил.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как следует из материалов дела, инспекцией в период с 02.06.2003 по 15.07.2003 была проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды) за период с 01.01.2000 по 01.04.2003, по итогам которой был составлен акт от 24.07.2003 N 205 и принято решение от 20.08.2003 N 205 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в том числе, по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 27250,30 рублей за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, доначисления НДС в сумме 260247,40 рублей, НПАД в сумме 12254,30 рублей, начисления пени за несвоевременную уплату НДС и НПАД в сумме 53722 рублей. Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению инспекции, занижение выручки от реализации работ (услуг), неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета целевых поступлений (финансирования) и безвозмездной (благотворительной) помощи в 2000-2002 годах.
Арбитражный суд, удовлетворив требования учреждения о признании недействительным решения инспекции от 20.08.2003 N 205 в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 27250,30 рублей за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, доначисления НДС в сумме 260247,40 рублей, НПАД в сумме 12254,30 рублей, начисления пени за несвоевременную уплату НДС и НПАД в сумме 53722 рублей, принял по существу правильное решение.
Согласно подпункту "н" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего в спорный период 2000 года, от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ, работы и услуги по производству, тиражированию и прокату (включая реализацию прав на использование) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 21 "Налог на добавленную стоимость" настоящего Кодекса, действовавшего в спорный период 2001-2002 годов, не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, некоммерческой организацией является юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Статьями 6, 7, 7.1, 8, 9, 10, 11 Закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организация" предусмотрены формы некоммерческих организаций, а именно общественные и религиозные организации, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
В соответствии со статьей 24 указанного Закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О Дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).
Арбитражным судом установлено, и материалами дела подтверждается, что учреждение в соответствии с положениями статей 160, 434, 438, 574, 582 Гражданского кодекса Российской Федерации получало от организаций пожертвования в виде безвозмездных денежных взносов для ведения уставной деятельности учреждения, предусмотренной его уставом, а также денежные средства по договорам совместной деятельности в соответствии со статьями 1041 и 1042 Гражданского кодекса Российской Федерации, направляемые на благоустройство территории парка и на проведение культурно-массовых мероприятий, отчеты о целевом использовании которых направлялись в налоговый орган.
Инспекция в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств, подтверждающих использование налогоплательщиком безвозмездных денежных взносов, и доходов от совместной деятельности, направленных для ведения уставной деятельности учреждения, в целях извлечения прибыли от занятий какой-либо коммерческой деятельностью, а также наличие у учреждения выручки от занятий какой-либо коммерческой деятельностью, с которой исчисляется НПАД.
Кассационная инстанция считает, что доводы кассационной жалобы инспекции направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил: решение от 04.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.12.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22050/03-СА2/909 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. N Ф04-1456/2005(9664-А45-35)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании