Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 марта 2006 г. N Ф04-1426/2005(9568-А81-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Энерготехгрупп" (далее - ООО "Энерготехгрупп") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции МНС России N 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу (в настоящее время - Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкого автономного округа) о признании незаконным решения налогового органа N 25-КАМ от 09.04.2004 об отказе в возмещении из бюджета 83333 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2003 года.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что им были представлены в налоговый орган с декларацией по налогу на добавленную стоимость в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов все документы, предусмотренные подпунктами 1-4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по операциям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, однако в нарушение налогового законодательства ответчиком было отказано в возмещении из бюджета суммы НДС.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.08.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 03.12.2004 без изменения, заявленные требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговый орган, указывая, что судом в ходе рассмотрения дела дана неправильная и неполная оценка фактическим обстоятельствам, неправильно применены нормы материального права, просит принятое по делу решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Энерготехгрупп" просит принятый по делу судебный акт оставить в силе, считает его законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых налоговым органом судебных актов.
Из материалов дела следует: ООО "Энерготехгрупп" является субъектом предпринимательской деятельности и в соответствии с учредительными документами вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством.
30.01.2004 заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2003 года и пакет документов, подтверждающих обоснованность применение налоговой ставки 0 процентов. Общество в отчетный период осуществило операции по реализации товаров на сумму 6 896 400 долларов США иностранному покупателю - американской компании "Longford Commercial LLC" в соответствии с контрактом N 7 от 08.04.2003.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации и представленных налогоплательщиком документов МИ МНС России N 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу принято решение N 25-КАМ от 09.04.2004 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за декабрь 2003 года в размере 83333 руб.
Основанием для отказа в возмещения НДС, как указано в оспариваемом заявителем решении налогового органа, послужили сомнения налогового органа в реальности и законности экспортной сделки, а также, по мнению ответчика, налогоплательщиком был осуществлен экспорт непрофильной продукции (иттербий трехфтористый), к производству которой он не имел никакого отношения. Таким образом, как считает налоговый орган, материалы, представленные ООО "Энерготехгрупп" для проведения контрольных мероприятий по правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС за декабрь 2003 года, свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика и неправомерности применения налоговых вычетов.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что налогоплательщиком соблюдены все условия, предусмотренные статьями 164 и 165 НК РФ, а потому он правомерно применил налоговую ставку 0 процентов при реализации товаров в таможенном режиме экспорта. При этом, рассмотрев указанные выше основания для отказа в возмещении налогоплательщику из бюджета НДС, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку, арбитражным судом указано на то, что действующим законодательством о налогах и сборах право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с профильностью поставляемой на экспорт продукции, скоростью прохождения расчетов через банк, наличием или отсутствием экономической выгоды от сделки от экспорта.
Так, арбитражным судом установлено, что в соответствии с изменениями к Уставу ООО "Энерготехгрупп", утвержденными единственным участником Общества 02.04.2003, пункт 2 статьи 2 Устава предприятия дополнен новыми видами деятельности, которые вправе осуществлять заявитель: одним из основных видов деятельности общества являются экспортно-импортные операции и иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 164 НК РФ предусматривает, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1-4 пункта 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляется контракт (копия контракта) на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки) о фактическом поступлении выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Как отмечено арбитражным судом, представление налогоплательщиком пакета документов, предусмотренных названной нормой, налоговым органом не оспаривается.
Из материалов дела следует: ООО "Энерготехгрупп" во исполнение указанного выше контракта с иностранной компанией был поставлен на экспорт иттербий трехфтористый по ГТД N 10221020/211003/0017514. Также из материалов дела следует, что экспортируемый товар был приобретен налогоплательщиком у ООО "Петроимпорт" в соответствии с договором поставки N 030402 от 02.04.2003 и актом приема-передачи продукции N 20 от 15.10.2003.
Отгрузка товара заявителем во исполнение условий вышеназванного контракта производилась 21.10.2003, что подтверждается отметками таможенного органа (Пулковской таможни) на ГТД.
Факт поступления валютной выручки от покупателя товара иностранного лица на счет заявителя налоговым органом не оспаривается.
Для подтверждения правомерности применения налогового вычета в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации одновременно с представлением налоговой декларации в налоговую инспекцию были представлены документы, предусмотренные статьей 172 Кодекса, подтверждающие фактическую уплату налогоплательщиком НДС при приобретении товара на территории Российской Федерации.
Указанные обстоятельства также налоговым органом не оспариваются.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, арбитражный суд правомерно признал необоснованным вывод налогового органа об осуществлении налогоплательщиком деятельности по оформлению внешнеторговой сделки с использованием "схемы", имеющей признаки целенаправленного действия по незаконному получению налога из бюджета. Так, судом обоснованно указано на то, что ни в решении, ни в мотивировочном заключении налогового органа не указаны обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности действий со стороны ООО "Энерготехгрупп" по получению налога из бюджета. Обжалуемое решение налогового органа не содержит конкретные основания отказа налогоплательщику в возмещении НДС.
Отклоняя данные доводы налогового органа, арбитражный суд указал, что доказательством того, что товар был изготовлен и вывезен из ООО "Петроимпорт" является постановление ОРЧ по НП при УВД ЯНАО об отказе в возбуждении уголовного дела от 05.02.2004. Из содержания данного постановления следует, что в ходе проверки факта экспорта иттербия трехфтористого в адрес американской фирмы было установлено, что весь товар изготовлялся ООО "Петроимпорт" в цехе, расположенном на территории Ленинградского оптико-механического комбината по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, дом 11, корпус 216. Исхода из содержания названного выше постановления следственных органов был сделан вывод о том, что ООО "Петроимпорт" реально могло изготовить те объемы товара, которые были экспортированы за пределы РФ.
В связи с чем, арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что изложенные в постановлении ОРЧ по НП при УВД ЯНАО от 05.02.2004 факты достоверно свидетельствуют о факте приобретения ООО "Энерготехгрупп" у ООО "Петроимпорт" иттербия трехфтористого, который впоследствии был продан и вывезен за пределы Российской Федерации.
Также были предметом рассмотрения в арбитражном суде доводы налогового органа о том, что И., указанная в учредительных документах как единственный учредитель Общества, вовсе не является таковой.
Как усматривается из материалов дела и о чем указано арбитражным судом, согласно копии договора купли-продажи доли уставного капитала от 04.09.2003, участник ООО "Петроимпорт"- И. всю долю, принадлежащую ей на праве собственности уставного капитала ООО "Петроимпорт", продала гражданину Б. Данный факт был засвидетельствован нотариусом нотариального округа г. Санкт-Петербурга - М.
Довод налогового органа об отсутствии в месте регистрации ООО "Петроимпорт"- г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, дом 1 лит "А", пом. 2 также обоснованно был не принят судом во внимание, поскольку согласно материалам дела, данное предприятие сменило свой адрес места нахождения на следующий: г. Санкт-Петербург, ул. Трефолева, дом 2. При этом, налоговый орган был уведомлен о том, что производство экспортируемого товара было произведено на территории указанного выше Ленинградского оптико-механического комбината.
Поскольку материалами дела (по запросам МИ МНС Российской Федерации N 4 по ЯНАО) ЗАО "Сити Инвест Банк", г. Санкт-Петербург и филиалом АБ "Газпромбанк, г. Тюмень подтверждены факты поступления валютной выручки в сумме 1080436 долларов США от иностранной фирмы по контракту N 7 от 08.04.2003, а также оплата налогоплательщиком с поставщиком (ООО "Петроимпорт") за товар, арбитражным судом также обоснованно отклонены доводы налогового органа о том, что расчеты за приобретенную и реализованную в таможенном режиме экспорта продукцию, были произведены через коммерческий банк в г. Санкт-Петербурге, тогда как заявитель имел счета в иных банках, расположенных в ЯНАО. При этом, суд правильно указал на то, что данные факты не являются в силу статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для отказа в возмещении НДС.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако, возложение обязанности на налоговый орган по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту не освобождает и налогоплательщика в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от обязанности по доказыванию права на применение налоговой ставки 0 процентов, которым он намеревается воспользоваться.
Кассационная инстанция считает правильными выводы арбитражного суда о том, что в данном случае налогоплательщиком в налоговый орган были представлены документы для подтверждения обоснованности факта возмещения НДС по перечню и в соответствии с требованиями статьи 165 и статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Основания для отказа налогоплательщику в возмещении НДС за декабрь 2003 года, указанные налоговым органом в оспариваемом заявителем решении, не являются законными, поскольку не предусмотрены названными нормами налогового законодательства.
Фактически доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом дана надлежащая оценка. В силу требований статьи 286 Арбитражного кодекса правовых оснований для переоценки данных доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 20.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.12.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-2127/3002А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. N Ф04-1426/2005(9568-А81-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании