Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 марта 2005 г. N Ф04-8624/2005(9741-А27-37)
(извлечение)
Открытое акционерное общество Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Киселевску Кемеровской области (далее - налоговый орган) от 21.04.2004 N 98 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.09.2004 (судья М.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение налогового органа от 21.04.2004 N 98.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2005 (судьи К., Л., Ш.) решение от 16.09.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение первой инстанции от 16.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем подателя жалобы и возражения на нее представителя заявителя, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение 21.04.2004 N 98 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскании штрафа в размере 144 098,42 руб., доначислении недоимки по транспортному налогу за 2003 в сумме 720 492,11 руб. и пени в размере 26 917,58 руб.
Основанием для доначисления сумм недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика к ответственности послужило неправомерное применение обществом при исчислении транспортного налога за 2003 год, налоговой ставки установленной для самоходных машин. По мнению налогового органа, автомобили марки "БелАЗ" следовало отнести к категории грузовых автомобилей с применением ставки в размере 51 рубль за лошадиную силу, вместо неправомерно примененной ставки в размере 7,5 рублей.
Несогласие с указанным решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика с заявлением об оспаривании ненормативного акта в суд.
Кассационная инстанция полагает, что суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из норм главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации согласно которой, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог на территории Кемеровской области установлен и введен в действие Законом Кемеровской области N 95-03 от 28.11.2002 "О транспортном налоге".
Принимая судебные акты, суд обоснованно пришел к выводу, что при расчете транспортного налога заявитель не должен был применять ставку в 51 рубль за лошадиную силу, предусмотренную Законом Кемеровской области "О транспортном налоге".
Данный вывод основан на материалах дела и соответствует требованиям норм материального права, указанных в обжалуемых судебных актах.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, и другие самоходные машины и механизмы на пневмоническом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. По смыслу данной статьи регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является обязательным условием установления наличия объекта налогообложения.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938, орган государственного надзора осуществляющий контроль за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации осуществляет регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортное средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км\час, а также не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Требования к карьерным самосвалам, обязательным для выполнения предприятиями-разработчиками и предприятиями-изготовителями, а также предприятиями, эксплуатирующими самосвалы, независимо от их ведомственной подчиненности устанавливают: ГОСТ 30537-97 и ОСТ 37.001.490-90. По их классификации БелАЗ это самосвал карьерный, самоходная карьерная колесная машина, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования.
Кассационная инстанция не принимает во внимание ссылки налогового органа на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, приказ МВД Российской Федерации "Об утверждении норм расхода топлива на автомобильном транспорте на работу специального оборудования, установленного на автомобилях и нормативов по расходу смазочных материалов" от 25.05.1998 N 314, приказ Минтопэнерго Российской Федерации от 15.07.1993 N 164 "Об утверждении инструкции по расчету производственных мощностей действующих предприятий по добыче и переработки угля (сланца)", Письмо Федерального горного и промышленного надзора России от 11.11.2003 N АС-04-35/763 "О разъяснении правил ПБ 03-498-02", письмо Департамента налоговой политики Минфина Российской Федерации от 26.05.2004 N 04-05-11/82, так как они являются внутренними документами и не являются нормативными актами.
Кроме того, руководящий документ Р3112194-0366-03 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном автотранспорте", утвержденном Минтрансом Российской Федерации 29.04.2003 г. не является нормативным документом, квалифицирующим транспортные средства, и позволяющим отнести самосвалы БелАЗ к грузовым автомобилям.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает верным вывод суда о правомерности отнесения ОАО УК "Кузбассразрезуголь", имеющиеся у них транспортные средства типа БелАЗ к самоходным машинам.
Следовательно, налоговый орган необоснованно привлек налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскании штрафа в размере 144 098,42 руб., доначислил недоимку по налогу за 2003 год в сумме 720 492,11 руб. и соответствующие пени в размере 26 917,58 руб.
Учитывая, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, не допустил нарушений норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 16.09.2004 и постановление от 19.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9642/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 марта 2005 г. N Ф04-8624/2005(9741-А27-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании