Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 марта 2005 г. N Ф04-1704/2005(9765-А46-18)
(извлечение)
Государственное учреждение Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N 9 (далее - Фонд СС) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к ООО "Центральное налоговое бюро" (далее - ООО "ЦНБ") о взыскании штрафа в размере 1000 рулей, наложенного за нарушение срока представления отчетности.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.09.2004 (судья - З.) в удовлетворении заявленного Фондом СС требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2004 (судьи: Ч., В., М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения, но по иным основаниям.
В кассационной жалобе Фонд СС просит отменить состоявшиеся судебные акты, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит, что состоявшиеся судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, Фондом СС было установлено, что за 9 месяцев 2003 года ООО "ЦНБ" не представлена расчетная ведомость формы 4-ФСС РФ в установленный законом срок.
Решением от 23.12.03 N 191 ООО "ЦНБ" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. на основании ст. 19 Федерального закона РФ от 24.07.1998 (в редакции от 07.07.2003) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В решении был установлен срок уплаты штрафа до 02.01.2004.
Поскольку штраф в добровольном порядке ООО "ЦНБ" не был уплачен, Фонд СС обратился в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа.
Отказывая в удовлетворении заявленного Фондом СС требования о взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что Фондом СС не соблюдены требования ст. 101 НК РФ, несоблюдение порядка привлечения к ответственности (вначале было направлено требование об уплате штрафа, а затем принято решение о привлечении к ответственности).
Из материалов дела следует, что нарушение срока представления отчета было установлено Фондом СС в результате контрольной проверки (камеральной) своевременности представления страхователями отчетности за 9 месяцев 2003 года.
Действующее законодательство о Социальном страховании и ст. 88 НК РФ не требуют составления акта при проведении камеральной проверки, Фонду СС не было необходимости и обязанности информировать страхователя о нарушении им своей обязанности по представлению соответствующей отчетности.
Вывод суда первой инстанции и апелляционной инстанции о несоблюдении Фондом СС процедуры привлечения к ответственности, не основан на материалах дела, поскольку в решении о привлечении к ответственности указан срок уплаты штрафа, что не противоречит действующему законодательству. Что же касается требования N 303 от 04.12.2003 об уплате штрафа, то оно не имеет юридической силы, поскольку вынесено без принятия решения и ООО "ЦНБ" правомерно его не исполнило. В решении N 191 от 23.12.2003 и исковом заявлении отсутствуют ссылки на требование N 303 от 04.12.2003.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя требования Фонда СС, сослался на отсутствие срока сдачи расчетов в Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ, а Инструкция ФСС РФ по смыслу п. 1 ст. 1 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах, поэтому нарушение установленного Инструкцией ФСС РФ срока подачи расчета не влечет ответственности.
Вывод суда апелляционной инстанции не основан на законе.
Федеральным законом от 22.04.2003 N 47-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" пункт 1 статьи 24 указанного закона дополнен абзацем следующего содержания: "Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком".
Таким образом, исходя из изложенного выше, состоявшиеся судебные акты подлежат отмене.
Учитывая, что в материалах дела имеется достаточно доказательств, кассационная инстанция считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 13.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 25-186/04 отменить.
Принять новое решение. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Центральное налоговое бюро" в пользу Государственного учреждения Омское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 10 штраф в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Центральное налоговое бюро" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
В соответствии со ст. 319 АПК РФ исполнительные листы выдать суду первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 марта 2005 г. N Ф04-1704/2005(9765-А46-18)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании