Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 августа 2005 г. N Ф04-5084/2005(13714-А75-18)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте (далее - ГУ УПФ РФ) о признании недействительным акта N 618 от 29.09.2004 и обязании исключить из лицевого счета 121003937 руб. задолженности в Пенсионный Фонд Российской Федерации по страховым взносам, предусмотренным статьей 4 Закона от 27.11.2004 N 155-ФЗ.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду ФЗ от 27 ноября 2001 г.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21.02.2005 (судья К.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2005 (судьи Д., К., П.), в удовлетворении требований ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права в связи с неправильным толкованием закона, просит вынесенные судебные акты отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ УПФ РФ с требованиями кассационной жалобы не согласно, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные представителем ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной ГУ УПФ РФ проверки расчетов по дополнительному тарифу, установленному ст. 4 Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", использующего труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, был составлен акт N 618 от 29.09.2004, в котором предложено ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" перечислить задолженность в Пенсионный фонд РФ в размере 121003937 руб.
Не согласившись с указанным актом ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и обязать исключить из лицевого счета 121003937 руб. задолженности в Пенсионный Фонд Российской Федерации по страховым взносам, предусмотренным статьей 4 Закона от 27.11.2004 N 155-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы заявления и апелляционной жалобы, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Эти доводы мотивированы тем, что Федеральный закон от 25.02.1999 N 37-ФЗ был опубликован 3 марта 1999 года, и его действия не могут быть распространены на 1999 год. Отсутствие персонифицированного учета страховых взносов по дополнительному тарифу является признаком обязательного платежа, не имеющего возмездности, что можно считать налоговым платежом. Поскольку данные платежи относятся к налоговым и установлены вопреки требованиям п. 5 ст. 3 НК РФ и ст.ст. 12-15 НК РФ, не определены все элементы налогообложения, то у ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" отсутствует обязанность уплачивать указанный налог.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" требований арбитражный суд правильно применил нормы права. Кассационная инстанция не принимает доводы ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ (далее - ФЗ N 155-ФЗ) члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 4 ФЗ N 155-ФЗ для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14 процентов выплат, начисленных работодателями в пользу указанных лиц в денежном выражении по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, независимо от источников финансирования.
Указанные страховые взносы предназначены конкретно для дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, дополнительные страховые взносы учитываются на отдельном централизованном счете Пенсионного фонда РФ и используются только на доплату к пенсии летному составу. При этом Закон определяет порядок и условия этих доплат.
Исходя из юридического и логического толкования данного Закона следует, что он носит возмездный характер, принятый с определенной целью - обеспечить дополнительными гарантиями на пенсионное обеспечение членов летных экипажей, плательщиками являются только работодатели, использующие труд летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, следовательно Закон не может быть отнесен к налоговому, поскольку регулирует иные, нежели налоговые, правоотношения.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.02.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2005 по делу N А75-2002/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 августа 2005 г. N Ф04-5084/2005(13714-А75-18)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании