Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 августа 2005 г. N Ф04-5435/2005(14080-А67-19)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску, отделение N 3, (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Томский инструмент" (далее - ОАО "Производственное предприятие "Томский инструмент") о взыскании 1 333 415 руб. 10 коп. налоговых санкций.
Решением от 31.05.2005 Арбитражного суда Томской области заявленные инспекцией требования удовлетворены частично. С ОАО "Производственное предприятие "Томский инструмент" взыскан штраф в сумме 104 руб. 23 коп.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт на том основании, что в рассматриваемых правоотношениях арбитражным судом неправильно применены пункт 1 статьи 122 и пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению инспекции, ОАО "Производственное предприятие "Томский инструмент" правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату единого социального налога в результате неправомерного бездействия, выразившегося в неперечислении единого социального налога в размере указанного в налоговой декларации налогового вычета.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Производственное предприятие "Томский инструмент", соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый инспекцией судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты ОАО "Производственное предприятие "Томский инструмент" единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекция приняла решение от 28.01.2005 N 33/3-30В о привлечении ОАО "Производственное предприятие "Томский инструмент" к налоговой ответственности, в том числе в виде штрафа в сумме 1 333 310 руб. 87 коп., примененного в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога за 2002-2003 годы.
Основанием для принятия решения в указанной части послужил вывод инспекции о занижении единого социального налога в результате применения ОАО "Производственное предприятие "Томский инструмент" налогового вычета, превышающего сумму фактически уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд.
Отказывая в удовлетворении требований инспекции в части взыскания штрафных санкций в сумме 1 333 310 руб. 87 коп., арбитражный суд исходил из того, что согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Из содержания абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Согласно статье 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов, т.е. законодательством о налогах и сборах определено, что возможность уменьшения суммы налога связана с начислением страховых взносов.
Таким образом, налогоплательщик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период.
Поскольку Инспекцией не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность исчисления налогоплательщиком налогооблагаемой базы по единому социальному налогу, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002-2003 года, а также неправомерность отражения данных сумм в налоговой декларации, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.05.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4671/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 августа 2005 г. N Ф04-5435/2005(14080-А67-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании