Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 июня 2005 г. N Ф04-3488/2005(11879-А27-33)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Система Чибис" (далее - ЗАО "Система Чибис", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (правопредшественник Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово далее - налоговая инспекция) о признании частично недействительным решения N 495 от 27.09.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 126 Налогового Кодекса Российской Федерации, за неуплату обязанных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны за 2002 год.
Решением арбитражного суда от 31.01.2005 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшееся по делу решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, судом не учтено то обстоятельство, что обязательные отчисления на содержание территориальной пожарной охраны введены на территории г. Кемерово в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", который в 2002 году, то есть в период возникновения спорных правоотношений, сохранял свое действие.
Кроме этого, налоговая инспекция полагает, что ЗАО "Система "Чибис" не представило в налоговый орган документы, необходимые для осуществления налогового контроля по обязательным отчислениям на содержание территориальной пожарной охраны, которые в соответствии с пунктом 4.1 Временного положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет г. Кемерово обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны, утвержденного постановлением администрации г. Кемерово от 17.04.1995 N 100, ежеквартально самостоятельно определяются на основании бухгалтерского учета и отчетности, исходя из фактической величины облагаемой базы и ставки отчислений.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, ЗАО "Система Чибис" считает вынесенное по делу судебное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что решение арбитражного суда от 31.01.2005 подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией было вынесено решение от 27.09.2004 N 495 о привлечении ЗАО "Система Чибис" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны за 2002 год в виде штрафа в размере 31337 руб., а так же за непредставление в установленный срок расчетов по обязательным отчислениям на содержание территориальной пожарной охраны по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 200 руб.
Кроме этого, указанным решением обществу доначислено 156687 руб. неполностью уплаченных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны и пеней за их несвоевременную уплату.
Полагая, что данное решение не соответствует нормам действующего налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ЗАО "Система Чибис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Принимая решение, арбитражный суд исходил из того, что положения части 7 статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ, предусматривающие обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местного бюджета, были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и признаны им не подлежащими применению и утрачивающими силу с 01.01.2003.
Временное положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет г. Кемерово обязанных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны, утвержденное постановлением администрации г. Кемерово от 17.04.1995 N 100, а впоследствии постановлением от 30.12.2002 N 148, утратило силу с момента вступления в силу Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации".
Суд признал, что поскольку налоговый орган при вынесении решения руководствовался нормативным правовым актом, который утратил силу и не подлежал применению, решение налоговой инспекции от 27.09.2004 N 495 о привлечении налогоплательщика в налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным в части доначисления не полностью уплаченных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны, начисления пеней за их несвоевременную уплату, привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату обязательных отчислений. Кассационная инстанция, частично отменяя решение арбитражного суда от 31.01.2005, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процентов от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
На основании данной нормы постановлением Администрации города Кемерово от 17.04.1995 N 100 "Об утверждении Временного положения "О порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово" (в редакции постановления N 388 от 19.12.1995) для предприятий и организаций установлены ежеквартальные обязательные отчисления на финансирование возложенных на пожарную охрану задач в доход городского бюджета в пределах определенной законом ставки.
Принимая решение, суд первой инстанции обоснованно указал, что частью 2 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введение в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до введения в действие статей 13, 14, 15 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не подлежат взиманию.
Поскольку обязательные отчисления на содержание территориальной пожарной охраны не относятся к видам налогов, взимаемых на территории Российской Федерации (статьи 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 13, 14, 15 Налогового Кодекса Российской Федерации"), то после вступления в законную силу Федерального Закона "О введение в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" нормативные акты, на основании которых взимаются указанные отчисления, применению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Налогового Кодекса Российской Федерации исполнительные органы местного самоуправления, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Таким образом, с момента вступления в законную силу Федерального Закона "О введение в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" не подлежит применению постановление Администрации города Кемерово от 17.04.1995 N 100 "Об утверждении Временного положения "О порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово".
Учитывая, что порядок исчисления, уплаты, а также представления документов бухгалтерской и финансовой отчетности по данному виду платежа в г. Кемерово был предусмотрен постановлением Администрации города Кемерово от 17.04.1995 N 100, не подлежащим применению в силу приведенных положений Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введение в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации", суд правомерно указал, что налоговая инспекция неправомерно приняла решение о привлечении ЗАО "Система Чибис" к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 122 и 126 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд первой инстанции, принимая решение о признании решения налоговой инспекции от 27.09.2004 N 495 недействительным в полном объеме, необоснованно определил момент, с которого не подлежала применению часть 7 статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и до какого времени у налогоплательщика сохранялась обязанность по исчислению и уплате в местный бюджет обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 239-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Архангельского областного Собрания депутатов о проверке конституционности части седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" после вступления Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу (со дня опубликования в официальных изданиях) не подлежит применению норма части седьмой статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", согласно которой для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
То обстоятельство, что в названном Федеральном законе она не указана среди утрачивающих силу норм, правового значения не имеет.
Однако, разъясняя данные положения, содержащиеся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 239-О, Конституционный Суд Российской Федерации своим определением от 09.04.2002 N 82-О установил, что часть 7 статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утрачивает силу с 01.01.2003, так как установленные ею отчисления являются одним из основных источников финансирования пожарной охраны на 2002 год и поступают в соответствующие бюджеты.
Следовательно, все правоотношения, связанные с уплатой на основании части 7 статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязательных отчислений на содержание пожарной охраны, утрачивают силу только с 01.01.2003.
Из вышеизложенного следует, что в период возникновения спорных правоотношений (2002 год) норма части 7 статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не утратила силу, соответственно в 2002 году у ЗАО "Система Чибис" при наличии облагаемой базы сохранялась обязанность по исчислению и уплате в бюджет г. Кемерово 156687 руб. обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны по ставке 0,5 процентов от стоимости работ по строительству.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно доначислила налогоплательщику к уплате в бюджет 156687 руб. обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны. Спора по размеру платежа, подлежащего уплате, между сторонами нет.
В связи с тем, что арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но при этом неправильно применена норма материального права, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение - о частичном отказе в удовлетворении требований, заявленных ЗАО "Система Чибис".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлина за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций в сумме 1500 рублей подлежат взысканию с заявителя по делу - ЗАО "Система Чибис".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанция постановила:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2005 по делу N А27-28887/04-2 о признании решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово N 495 от 27.09.2004 в части доначисления закрытому акционерному обществу "Система Чибис" к уплате в бюджет обязательных начислений на содержание территориальной пожарной охраны за 2002 год в сумме 156687 рублей отменить. В этой части принять новое решение. В удовлетворении заявленных требований отказать. В остальной части решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2005 по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Система Чибис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей. Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать суду первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июня 2005 г. N Ф04-3488/2005(11879-А27-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании