Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 августа 2005 г. N Ф04-5659/2005(14399-А70-37)
(извлечение)
Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Сибирская инновационная нефтяная корпорация" (далее - ОАО "СибИНКор", Общество) о взыскании штрафа в размере 1 196 550,58 руб.
Решением от 20.05.2005 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не рассматривались.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 20.05.2005 и принять по делу новый судебный акт.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит принятое по делу решение подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности ОАО "СибИНКор" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
В ходе проверки установлена неполная оплата ОАО "СибИНКор" налога на добавленную стоимость в размере 3 058,40 рублей, налога на прибыль в размере 5 976 882,63 рублей и неполная оплата налога на имущество в размере 2 812 рублей.
По результатам проверки принято решение N 14-43/2 от 17.07.2004 о привлечении ответчика к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль предприятий, по налогу на имущество предприятий в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, в размере 1 196 550,58 руб.
Налогоплательщику направлено требование N 7853 от 22.06.2004 об уплате налоговой санкции в размере 1 196 550,58 рублей со сроком оплаты до 01.08.2004 года.
Требование об уплате налоговой санкции налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.
Определением от 31.01.2005 Арбитражный суд Тюменской области заявление налогового органа оставил без рассмотрения.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.05.2005 Арбитражного суда Тюменской области определение об оставлении заявления налогового органа о взыскании с ответчика налоговых санкций отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
При новом рассмотрении, отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что начисление налоговым органом налоговых санкций Обществу произведено в период открытия конкурсного производства, что противоречит статье 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Законодательство о банкротстве и Гражданский кодекс Российской Федерации к денежным обязательствам относит обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации - нормами гражданского законодательства налоговые отношения не регулируются.
Статьи 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают, что властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются настоящим кодексом.
По смыслу статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в порядке банкротства удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей.
В соответствии с названной статьей к обязательным платежам относятся налоги, сборы и обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в то время как санкция за налоговое правонарушения не относится ни к денежным обязательствам ни к обязательным платежам.
В соответствии с положениями статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и взыскивается только в судебном порядке.
Как установлено материалами дела, решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.03.2004 ОАО "СибИНКор" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год.
Решение о привлечении Общества к налоговой ответственности принято налоговым органом после признания его банкротом в ходе конкурсного производства.
Однако данный факт не может повлиять на правомерность взыскания налоговых санкций.
В силу пункта 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Налоги (сборы), пени, а также штрафы, обязанность по уплате которых возникла у налогоплательщика в ходе осуществления в отношении него конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением текущей хозяйственной деятельности должника, и подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае налоговый орган привлек Общество к налоговой ответственности за неполную уплату по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль предприятий, по налогу на имущество предприятий в результате занижения налоговой базы.
С учетом изложенного выше кассационная инстанция полагает, что исчисление штрафа от суммы доначисленного налога (согласно статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации) не является начислением финансовой (экономической) санкции по задолженности применительно к положениям статьи 126 Закона о банкротстве.
В силу требований пункта 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налоговых санкций осуществляется в судебном порядке.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что у арбитражного суда не было оснований для отказа налоговому органу в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на статью 126 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Учитывая, что судом первой инстанции не дана оценка совершенному Обществом налоговому правонарушению и обоснованности привлечения его к ответственности, вынесенный по делу судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо рассмотреть спор по существу, с учетом возражений Общества, в соответствии с нормами действующего законодательства и распределить расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.05.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-10859/12-04 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 августа 2005 г. N Ф04-5659/2005(14399-А70-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании