Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 июля 2005 г. N Ф04-4267/2005(12806-А46-37)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Атол" (далее - ООО "Атол", Общество) о взыскании налоговых санкций в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что ООО "Атол" представило декларацию по налогу на добавленную стоимость, декларацию по транспортному налогу за 1 квартал 2004, с нарушением установленного срока, тем самым совершило налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации; расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004 года, расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2004, с нарушением срока, установленного налоговым законодательством, тем самым совершило налоговое правонарушение, за которое пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность.
Решением от 12.01.2005 Арбитражного суда Омской области, заявленные требования удовлетворены в части взыскания с Общества штрафа за нарушение налогового законодательства в размере 250 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса заменил Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска на правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, в связи с реорганизацией налоговой инспекции.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции полностью и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит принятое по делу судебное решение подлежащим отмене в части отказа во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Атол" налоговых санкций в размере 50 руб.- за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004 года.
Из материалов дела следует, что ООО "Атол" предоставило 20.05.2004 в налоговую инспекцию декларации за 1 квартал 2004 года по налогу на добавленную стоимость, транспортному налогу, расчеты по авансовым платежам за 1 квартал 2004 по единому социальному налогу, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Налоговой инспекцией приняты следующие решения:
- решения NN 228, 226 от 05.08.2004 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2004, по транспортном налогу за 1 квартал 2004, в виде штрафа в размере 5% от суммы налога подлежащей уплате, на общую сумму 200 руб.;
- решения N 91 и N 92 от 19.08.2004, о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление в налоговую инспекцию расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2004, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ, на общую сумму 100 руб.
На основании указанных решений налогоплательщику выставлены требования об уплате суммы штрафа в добровольном порядке, что не было исполнено в установленный в требованиях срок.
Неисполнение Обществом требований об уплате суммы штрафа в установленный срок явилось основанием для обращения налоговой инспекции с заявлением о взыскании с ООО "Атол" налоговых санкций.
Решением суда первой и апелляционной инстанций требования налогового органа удовлетворены в части взыскания с ООО "Атол" штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций по единому социальному налогу, по налогу на добавленную стоимость, транспортному налогу за 1 квартал 2004 в сумме 250 руб. В удовлетворений требований о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004 суд отказал.
Удовлетворяя заявленные требования в части, Арбитражный суд Омской области исходил из того, что действия Общества, выразившиеся в непредставлении в установленный срок декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, подпадают под действие статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку нормы Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации разграничивают расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и декларацию по ним, так как такая декларация соответствует определению налоговая декларация, закрепленному в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя в части решение и постановление Арбитражного суда Омской области, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.
В соответствии со статьями 360 и 363 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный код. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Омской области N 407-03 от 18.11.2002 "О транспортном налоге" для налогоплательщиков, являющихся организациями, отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона Омской области N 407-03 от 18.11.2002 "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся организациями, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа в соответствии с положениями статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из налоговой ставки, установленной настоящим Законом, и налоговой базы по состоянию на начало текущего года с учетом ее изменений с начала текущего года до окончания отчетного периода. Декларации по авансовым платежам предоставляются не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Атол" декларацию по транспортному налогу за 1 квартал 2004 предоставило в налоговую инспекцию 20.05.2004 года.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания штрафа за непредставление деклараций по транспортному налогу за 1 квартал 2004, суд правомерно взыскал с ООО "Атол" штраф в размере 100 руб., предусмотренный пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представления декларации по транспортному налогу.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность за совершение налогового правонарушения, объективная сторона которого выражена в несвоевременном представлении либо непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.
Как установлено арбитражным судом и усматривается из материалов дела налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2004 предоставлена в налоговую инспекцию 20.05.2004, то есть по истечении установленного законодательством срока.
Таким образом, на основе анализа указанных выше норм права и установленных обстоятельств дела судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что в действиях Общества имеется состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость.
Налогоплательщики в соответствии с пунктом 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны представить налоговому органу налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, которым на основании статьи 240 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
В силу пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.
Таким образом, декларация по единому социальному налогу и расчеты по авансовым платежам по названному налогу представляют собой различные документы.
Из материалов дела усматривается, ООО "Атол" предоставила в налоговую инспекцию 20.05.2004 расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу и расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных названным кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу относится к таким документам.
Также не являются налоговой декларацией расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемые на основании статьи 24 Закона Российской Федерации "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которой данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Таким образом, налоговой инспекцией правильно квалифицировано налоговое правонарушение налогоплательщика.
С учетом изложенного Арбитражный суд Омской области сделал неправильный вывод о том, что расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является налоговой декларацией, в связи с чем в действиях ответчика отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы суд кассационной инстанции находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что выводы суда, содержащиеся в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции находит возможным отменить в части ранее принятые судебные акты по данному делу и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об удовлетворении кассационной жалобы и взыскании налоговой санкции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1-3 статьи 288, статьями 289, 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.04.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-1505/04 отменить в части отказа во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Атол" налоговых санкций в размере 50 руб. - штрафа за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004 года.
Принять в этой части новое решение.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Атол", зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Омску 11.08.2003, расположенного по адресу: 644033 г. Омск, ул. Красный путь, д. 143 в доход бюджета 50 (пятьдесят) руб. 00 коп. - штраф за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004 года.
В остальной части оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Атол", зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Омску 11.08.2003, расположенного по адресу: 644033 г. Омск, ул. Красный путь, д. 143 в доход бюджета 1000 (одну тысячу) руб. 00 коп. - государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Омской области. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2005 г. N Ф04-4267/2005(12806-А46-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании