Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 февраля 2004 г. N Ф04/653-26/А70-2004
(извлечение)
Первый заместитель прокурора Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным распоряжение и.о. главы объединенного муниципального образования Викуловский район N 129-р от 04.03.2003 "О переводе обслуживания счетов бюджета ОМО Викуловский район в АКБ "Тюменский городской банк".
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что обжалуемое распоряжение не соответствует требованиям статей 155, 156, 215, 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением от 25.09.2003 Арбитражного суда Тюменской области (судья С.И.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что по делу достаточно доказательств, подтверждающих факт невозможности объединенного муниципального образования Викуловский район осуществлять расчетно-кассовой обслуживание в РКЦ с. Викулово на предлагаемых Банком Российской Федерации условиях.
Постановлением от 10.12.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области (судьи Ч., С.С.А., К.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что невозможность выполнения функций по обслуживанию счетов бюджета заключается не только в том, что Викуловский РКЦ не может выполнять какие-либо функции Банка России на территории ОМО Викуловский район, а то, что указанные функции не могут им быть исполнены (не исполняются) во время, необходимое для клиентов (бюджетополучателей), расположенных на территории ОМО Викуловский район, с учетом конкретных местных особенностей.
В кассационной жалобе первый заместитель прокурора Тюменской области просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также нарушением судом норм материального права, при этом ссылается на статьи 155, 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Главное Управление Центрального Банка Российской Федерации указывает на то, что имеющиеся в деле документы не содержат сведений о невозможности расчетно-кассового центра с. Викулово ГУЦБ Российской Федерации выполнять функции по обслуживанию счетов местного бюджета.
В отзыве ОМО Викуловского района просит оставить судебные акты по делу без изменения, указывая на то, что суд правильно применил пункт 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отзыве третьих лиц: Тюменского городского банка и финансово-казначейского управления по Викуловскому району указывается на то, что осуществление в нормальном режиме финансирования 37 получателей средств местного бюджета при условии обслуживания счета местного бюджета РКЦ с. Викулово до 13 часов невозможно, в связи с чем, судебные акты по делу просят оставить без изменения.
Заслушав заявителя, ответчика, третьих лиц, поддержавших свои доводы, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отмене судебных актов по делу.
Материалами дела установлено, что 07.08.2002 и 02.12.2002 начальником Викуловского РКЦ ГУ ЦБ Российской Федерации по Тюменской области были утверждены графики обслуживания клиентов.
В октябре и ноябре 2002 года объединенное муниципальное образование Викуловского района и ФГУ по Викуловскому району обращались в Викуловское РКЦ ГУ ЦБ Российской Федерации по Тюменской области с письмами, в которых просили сообщить о возможности обеспечения следующих условий: обслуживание единого счета местного бюджета с 8-00 часов до 16-00 часов; выдача наличных денежных средств получателям местного бюджета в течении всего рабочего дня, начисление процентов за денежные средства, находящиеся на едином счете местного бюджета.
Письмами от 11.11.2002 и 28.11.2002 начальник Викуловского РКЦ ГУ ЦБ Российской Федерации по Тюменской области ответил, что не находит необходимости для обслуживания единого счета местного бюджета и выдачи наличных денежных средств в течение всего рабочего дня, поскольку при правильной организации труда и согласованных с ответчиком и ФГУ по Викуловскому району действий, все операции могут производиться в операционное время РКЦ, то есть с 8-30 часов до 13-00 часов; за денежные средства, находящиеся на едином счете местного бюджета, начисление процентов не производится.
21.11.2002 распоряжением объединенного муниципального образования Викуловского района N 563-р было утверждено Положение "О проведении конкурса кредитных организаций на обслуживание счетов бюджета ОМО Викуловский район по казначейской системе".
04.03.2003 и.о. главы объединенного муниципального образования Викуловский район издано распоряжение N 129-р от 04.03.2003 "О переводе обслуживания счетов бюджета ОМО Викуловский район в АКБ "Тюменский городской банк".
07.03.2003 ФКУ по Викуловскому району Департамента финансов администрации Тюменской области заключило договор банковского обслуживания N 160, согласно п. 1.1 которого "Бюджетный счет местного бюджета" открыт в АКБ "Тюменский городской банк". Согласно пункту 2.13 названного договора, АКБ "Тюменский городской банк" осуществляет операции, перечисленные в разделе 2 договора, с 8-00 часов до 16-00 часов; согласно пункта 2.11 договора, АКБ "Тюменский городской банк" начисляет и уплачивает 1,2% годовых по остаткам денежных средств, находящихся на счетах клиента, ежеквартально 29 числа последнего месяца начисленные суммы зачисляет на бюджетный счет местного бюджета.
Считая распоряжением и.о. главы объединенного муниципального образования Викуловский район N 129-р от 04.03.2003 "О переводе обслуживания счетов бюджета ОМО Викуловский район в АКБ "Тюменский городской банк" незаконным, первый заместитель прокурора Тюменской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.
Исключение составляют случаи отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможность выполнения данных функций.
Материалами дела установлено, что в соответствии с пунктом 6.6 Положения о расчетно-кассовом центре с. Викулово Управления Центрального Банка Российской Федерации по Тюменской области от 26.08.2002, одной из основных функций РКЦ с. Викулово является расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Технические средства и системное программное обеспечение РКЦ с. Викулово соответствует необходимым требованиям для осуществления расчетов.
Тем самым, в судебном заседании установлено, что учреждение Банка Российской Федерации на территории Викуловского района имеется.
Кассационная инстанция считает выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что РКЦ с. Викулово ГУ ЦБ Российской Федерации не в состоянии выполнять расчетно-кассовое обслуживание во время, необходимое для клиентов, с учетом конкретных местных особенностей, сделан без учета всех материалов дела, доводов заявителя и ГУ ЦБ Российской Федерации по Тюменской области.
Так, не дана оценка доводам представителей Управления ЦБ Российской Федерации по Тюменской области о том, что в судебном заседании не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности РКЦ с. Викулово выполнять функции по обслуживанию счетов местного бюджета.
Из имеющегося в материалах дела письма начальника РКЦ с. Викулово от 11.11.2002 N 30-17/494 в адрес начальника ФКУ по Викуловскому району и главы ОМО Викуловского района, следует, что в нем предлагалось согласовать действия по обслуживанию единого счета местного бюджета и выдачи наличных денежных средств в операционное время РКЦ, поскольку после 12 часов дня клиентов РКЦ почти не бывают.
Судом не дана оценка и тому обстоятельству, что в Положении "О проведении конкурса кредитных организаций по обслуживанию счетов бюджета ОМО Викуловский район по казначейской системе" не названо условие по обслуживанию клиентов до 16 часов.
В нарушение требований статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не принял мер к исследованию в полном объеме представленных сторонами доказательств, свидетельствующих о возможности или невозможности выполнения учреждениями Центрального Банка Российской Федерации функций по обслуживанию счетов бюджетов.
Неправомерность в действиях РКЦ по Викуловскому району не установлена.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать названные обстоятельства, в зависимости от установленного принять решение по существу спора.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 25.09.2003 первой и постановление от 10.12.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3419/20-2003 отменить дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда в ином составе судей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2004 г. N Ф04/653-26/А70-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании