Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 февраля 2004 г. N Ф04/703-57/А75-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз" (далее - ОАО "Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району (далее - налоговая инспекция), выразившегося в нарушении права налогоплательщика на своевременный возврат сумм излишне уплаченных пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 290938 рублей и обязании налоговой инспекции возвратить на расчетный счет заявителя в ООО КБ "Ноябрьскнефтекомбанк" указанную сумму.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие налоговой инспекции в части возврата пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 557094,18 руб. и обязать ответчика возвратить указанную сумму на расчетный счет ОАО "Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз".
Решением от 30.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные инстанции пришли к выводу, что начисление пени за несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы начислено правомерно.
В кассационной жалобе ОАО "Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новой судебный акт.
Считает, что положение пункта 17 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", касающееся установления сроков уплаты указанных отчислений, противоречит конституционно-правовым принципам налогообложения, не соответствует требованиям: Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации; статьи 7 Федерального закона Российской Федерации N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Указывает на неправомерность действий налоговой инспекции по начислению пени, поскольку срок уплаты по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы должным образом (законодательно) не установлен.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция отмечает, что судебные акты законны и обоснованны, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, 04.02.2002 заявитель обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации излишне зачтенных 13.04.1999 пени в сумме 266156 рублей 18 копеек и уплаченных платежным поручением от 23.11.2001 N 4207 и от 23.11.2001 N 4205 на основании решения налоговой инспекции от 29.10.2001 N 12-Б сумм пени в размере 290938 рублей, начисленных по налогу на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Из-за бездействия налоговой инспекции по возврату указанных заявителем сумм пени, налогоплательщик дважды обращался с заявлениями от 03.09.2002 N 30-1526 и от 04.02.2003 N 30-185 о принятии решения о возврате, однако возврат налоговым органом произведен не был, в связи с чем ОАО "Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз" обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Срок уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы законодательно не установлен, руководствуясь принципом, содержащимся в статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, то есть установленные федеральным законодательным органом, в надлежащей форме и когда в законе зафиксированы существенные элементы налогового обязательства.
Статья 17 Налогового кодекса Российской Федерации относит к числу существенных элементов налогового обязательства и налоговый период.
Между тем Законом Российской Федерации "О недрах" не установлен срок уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Ссылка налоговой инспекции на Инструкцию Государственной налоговой службы, устанавливающей срок уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, не основана на законе.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации в пункте 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Указанной статьей установлены пределы для нормотворческой деятельности органов исполнительной власти.
Согласно статье 25 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Государственная налоговая служба Российской Федерации вправе издавать лишь инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах. Данный порядок не изменился и после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенные статьей 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствии с частью первой Кодекса. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Между тем инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации являются актами ведомственного характера и не относятся к актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Следовательно, с 01.01.1999, то есть с даты введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, положение Инструкции от 31.12.1996 N 44 в части, касающейся установления месячного налогового периода, как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации, утратило силу и не подлежит применению.
Вместе с тем это не означает, что с момента введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации не существует срока уплаты по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поскольку статья 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает максимальный срок уплаты налога (сбора) в один год. Таким образом, с 01.01.1999 следует считать срок уплаты рассматриваемого налога в один год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку Законом Российской Федерации "О недрах" не установлены сроки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, следовательно, начисление налоговой инспекцией пеней неправомерно.
Учитывая, что судом не был исследован расчет пеней, при новом рассмотрении дела предложить налоговой инспекции представить расчет сумм пеней, в том числе за 1998 год, по оспариваемым требованиям и с учетом срока уплаты отчислений в один год вынести соответствующее правовое суждение по существу заявленного спора.
При принятии нового решения распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 30.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1770-А/2003 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2004 г. N Ф04/703-57/А75-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании