Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 февраля 2004 г. N Ф04/0709-123/А45-2004
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя С., г. Новосибирск 12546,95 руб., из них: задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 5635 руб., штраф в размере 1127 руб., задолженность по страховым взносам в федеральный и территориальный Фонды обязательного медицинского страхования в размере 984 руб., штраф в размере 197 руб. и пеней в размере 4603,95 руб.
В обоснование заявленного требования Инспекция МНС ссылается на нарушение предпринимателем С. пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, налогоплательщик обязан своевременно исполнить обязанность по уплате налога, выразившееся в неуплате страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.
Решением от 21.08.2003 (судья М.Л.П.) требования налогового органа удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2003 (судьи Ш., Ю., М.А.И.) решение от 21.08.2003 отменено, в иске отказано.
При этом апелляционная инстанция исходила из того, что при вынесении решения суд не принял во внимание Закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", в соответствии с которым, в связи с введением единого социального налога взимание страховых взносов в Пенсионный Фонд, Фонд обязательного медицинского страхования отменено. Кроме того, судом было указано на нарушение Инспекцией МНС пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, который устанавливает шестимесячный срок на обращение в суд с иском о взыскании налога.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить постановление апелляционной инстанции, решение от 21.08.2003 оставить в силе по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права, так как сведения о недоимке из фондов не поступали, факт неуплаты страховых взносов обнаружен Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, акт составлен 12.11.2002, требование об уплате налоговой санкции вручено налогоплательщику 17.12.2002, в суд налоговый орган обратился 08.05.2003, поэтому срок обращения в суд пропущен не был. Также Инспекцией МНС указано на неправильное применение судом положений Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1999, Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 11.11.1994 N 258, Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
Предприниматель С. просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по итогам выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления, полноты уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ за период с 01.01.1999 по 31.12.1999 предпринимателем С. ИМНС принято решение N 51 от 09.12.2002, в соответствии с которым предпринимателю С. было предписано уплатить неуплаченные страховые взносы, пени и налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием принятия указанного решения послужил факт неуплаты предпринимателем страховых взносов во внебюджетные фонды с доходов, полученных от предпринимательской деятельности в 1999 году.
В соответствии со статьей 9 Закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу части 3, 10 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда от 21.08.2003 правильно руководствовался Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденный постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1999, Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 11.11.1994 N 258, Законом "О подоходном налоге с физических лиц", где указано, что обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком до 15 июля года, следующего за отчетным.
Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
С учетом вышеназванной нормы и частей 3, 10 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд верно определил, что исковое заявление должно быть подано Инспекцией МНС в срок до 15.04.2001, так как трехмесячный срок направления требования об уплате взносов за 1999 год истек 15.10.2000.
Учитывая, что налоговый орган обратился в суд за пределами пресекательного срока, только 08.05.2003, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и не принимает доводы Инспекции МНС об ошибочности выводов суда о недоказанности происхождения задолженности.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 18.11.2003 по делу N А45-8601/03-СА9/364 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 февраля 2004 г. N Ф04/0709-123/А45-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании