Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 июля 2006 г. N Ф04-4657/2006(24849-А27-26)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью Производственная коммерческая фирма "Штат-10" (далее - ООО ПКФ "Штат-10"), город Кемерово, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - налоговый орган), о признании незаконными, с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, начисление пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в период с 01.01.2001 по 15.01.2003 в размере 113868 рублей 62 копеек.
Заявленные требования мотивированы несоответствием начисления пени по налогу на пользователей автомобильных дорог нормам законодательства, а именно: статьям 2, 5 Закона Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в Российской Федерации", Закону Кемеровской области N 8-ОЗ от 27.06.1995 "О дорожном фонде Кемеровской области", которыми срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен.
Федеральным законом Российской Федерации N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", установлен срок оплаты задолженности по налогу на пользователей автодорог, имеющейся по состоянию на 01.01.2003 - 15.01.2003, поэтому начисление пени налоговым органом до указанной даты незаконно.
Решением от 14.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены, признаны незаконным действия налогового органа, выразившиеся в начислении пени по налогу на пользователей автомобильных дорог за период с 01.01.2001 по 15.01.2003 в размере 113868 рублей 62 копеек.
Суд мотивировал данный вывод тем, что ООО ПКФ "Штат-10" обоснованно считает начисление пени незаконным, а действия налогового органа не соответствует нормам законодательства.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение от 14.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области отменить, а в удовлетворении требований ООО ПКФ "Штат-10" отказать.
Заявитель ссылается на то, что суд должен оценивать характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения, то есть удовлетворение требований только по формальным основаниям может привести к необоснованным потерям обязательных для уплаты ООО ПКФ "Штат-10" сумм пени.
Кроме того, отмечает, что ООО ПКФ "Штат-10" нарушило требование статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 "Об утверждении Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации" и Определением Конституционного суда N 185-О от 04.07.2002, срок уплаты налога в территориальный дорожный фонд установлен, поэтому нарушение данного срока порождает обязанность ООО ПКФ "Штат-10" уплатить пени в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении без удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что согласно внутреннего документа налогового органа - лицевого счета ООО ПКФ "Штат-10", по состоянию на 01.01.2001 у ООО ПКФ "Штат-10" имелась недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог.
За период с 01.01.2001 по 01.09.2005 по данным лицевого счета начислена налоговым органом сумма пени в размере 200863 рулей 84 копеек, в том числе до 15.01.2003 в размере 113868 рублей 62 копеек.
Считая данное начисление пени по налогу на пользователей автодорог незаконным ООО ПКФ "Штат-10" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен Законом Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации.
Согласно данному Порядку, налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год", действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992 на 2001 и 2002 годы было приостановлено.
Законом Кемеровской области "О дорожном фонде Кемеровской области" N 8-ОЗ от 27.06.1995, срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не был установлен.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд на 2001-2002 годы не был установлен в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пени за несвоевременную уплату данного налога является незаконным.
Ссылка налогового органа на Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 200-О от 04.07.2002 в данном случае является несостоятельной, поскольку в этом Определении рассматривался вопрос о том, является ли налог на пользователей автодорог законно установленным. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что этот налог является законно установленным, так как требование об установлении непосредственно в самом налоговом законе всех элементов налогообложения, перечисленных в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, ранее не упоминавшихся в утративших силу положениях Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы", обязательно для тех налогов, которые устанавливаются после 1 января 1999 года.
Ссылка налогового органа на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 185-О так же не принимается кассационной инстанцией, поскольку суд лишь признал, что налог на пользователей автомобильных дорог является законно установленным. Предметом рассмотрения суда в данном случае было применение отдельной нормы Закона Новгородской области, подлежащей применению по конкретному спору.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по делу и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-43856/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июля 2006 г. N Ф04-4657/2006(24849-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании