Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 июля 2006 г. N Ф04-4759/2006(24948-А46-22)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Внешнеэкономическая компания "Омтор" (далее - ОАО ВК "Омтор") обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту недвижимости администрации г. Омска об обязании заключить договор купли-продажи нежилых помещений, расположенных на первом этаже здания N 9 по ул. Ленина, литера Б, общей площадью 101,7 кв. м., номера помещений по экспликации и поэтажному плану: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, определив выкупную цену в 196 972 рублей 56 копеек.
Исковые требования мотивированы ссылкой на право истца, образованного в результате приватизации государственного предприятия в 1992 году, на выкуп арендуемых нежилых помещений в соответствии с пунктами 4.2, 4.5, 4.9 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1995 N 1535 (далее - Основные положения Программы приватизации).
Необоснованное неудовлетворение Комитетом по управлению имуществом города Омска заявки от 27.05.1997 на приватизацию имущества, поданной до вступления в силу Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ), ущемляет права истца, подтвердившего направленным в адрес департамента письмом от 28.03.2005 с приложением проекта договора купли-продажи свое намерение о выкупе муниципального имущества.
Решением от 21.12.2005 (судья Б.) исковые требования удовлетворены. Суд обязал Департамент недвижимости администрации города Омска заключить с ОАО ВК "Омтор" договор купли-продажи нежилых помещений в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу. В случае не заключения договора в течение указанного срока, договор считается заключенным на условиях изложенных судом.
Суд исходил из того, что у истца имеется право, а у ответчика - обязанность по продаже истцу нежилых помещений. Цена выкупаемых помещений определена в соответствии с пунктом 4.9 Основных положений Программы приватизации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.04.2006 (судьи М., В., Р.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент недвижимости администрации города Омска просит состоявшиеся судебные акты отменить как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении требований ОАО ВК "Омтор" отказать. Заявитель считает, что своим правом на обращение в суд с иском о понуждении заключить договор купли-продажи истец уже воспользовался в 1997 году и реализовал право на выкуп, также указывает на пропуск срока исковой давности.
Кроме того, по мнению заявителя, истцом и судом изменен установленный Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ порядок выкупа недвижимого имущества.
Считает, что заявка от 27.05.1997 не может рассматриваться в качестве оферты, поскольку не был приложен проект договора купли-продажи, заключенный сторонами договор от 19.03.1997 N 52722/3 не является договором аренды с правом выкупа.
В отзыве, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, ОАО ВК "Омтор" считает судебные акты законными и обоснованными, в удовлетворении кассационной жалобы просит отказать.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО ВК "Омтор" создано путем приватизации Государственного предприятия "Государственная коммерческая внешнеэкономическая компания "Омтор", план приватизации утвержден 09.12.1992.
Спорные нежилые помещения, расположенные по адресу: город Омск, улица Ленина 9, Литера Б, на момент обращения с заявкой на приватизацию в Комитет по управлению имуществом города Омска в мае 1997 года находились во владении ОАО ВК "Омтор" на основании договора от 19.03.1997 N 5272/3-Т, заключенного между указанными лицами.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ арендатор государственного и муниципального имущества может приобрести такое имущество в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Согласно пункту 4.5 Основных положений Программы приватизации право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имеют: лица, выкупившие имущество государственных и муниципальных предприятий и арендующие помещения, которые занимали эти предприятия; акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в уставные капиталы которых не вошли арендуемые помещения; арендаторы зданий, нежилых помещений, договоры аренды с которыми заключены на аукционе или по конкурсу.
В соответствии с пунктом 2.6 Государственной программы приватизации право приобретать в собственность арендуемые нежилые помещения имеют граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предприятия, в уставном капитале которых доли, находящиеся в государственной, муниципальной собственности составляют не более 25%, в случае если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона, а также товарищества и акционерные общества, созданное в порядке приватизации.
Судом сделан вывод о том, что ОАО ВК "Омтор", созданное путем преобразования государственного предприятия в акционерное общество открытого типа, относится к перечисленным арендаторам и имеет право на выкуп арендуемого имущества.
Поэтому отказ Комитета по управлению имуществом города Омска в заключении договора купли-продажи нежилого помещения нарушает установленное законодательством право ОАО ВК "Омтор" на приобретение в собственность арендуемого помещения.
Заявление о выкупе нежилого помещения подано акционерным обществом до вступления в действие Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ, в связи с чем, при определении выкупной цены, суд правильно руководствовался нормой пункта 4.9 Основных положений Программы приватизации, устанавливающей ограничение размера выкупной стоимости нежилых помещений.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции с правовой оценкой спорного правоотношения, данной судом первой инстанции, согласился и не нашел оснований для отмены решения суда об удовлетворении иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы о допущенных нарушениях судебными инстанциями норм материального права не нашли подтверждения, поскольку они фактически направлены на переоценку доказательств о моменте обращения истца с заявлением о приватизации арендуемых помещений. Суду кассационной инстанции в силу статей 71, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено право давать иную оценку исследованным судебными инстанциями доказательствам при разрешении спора.
С учетом изложенного, решение и постановление Арбитражного суда Омской области по делу N 9-242/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента недвижимости администрации города Омска - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 21.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.04.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N 9-242/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента недвижимости администрации города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 июля 2006 г. N Ф04-4759/2006(24948-А46-22)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании