Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 апреля 2004 г. N Ф04/1854-652/А27-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ЗСМК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области (далее - Инспекция МНС) по выставлению инкассового поручения от 10.09.2003 N 5635 незаконными.
Одновременно ОАО "ЗСМК" заявило ходатайство об обеспечении иска в порядке ч. 1 ст. 91 АПК в виде запрета Новокузнецкому филиалу "МДМ-БАНК" производить бесспорное списание 95345266, 64 руб. по инкассовому поручению от 10.09.2003 N 5635, запрета Инспекции МНС совершать любые действия по принудительному взысканию 95 345 266, 64 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату платежей в Пенсионный фонд РФ, а также по проведению зачета излишне уплаченного налога в счет погашения указанной недоимки.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.09.2003 (судья Д.) ходатайство ОАО "ЗСМК" о принятии обеспечительных мер удовлетворено.
ОАО "ЗСМК" обратилось с ходатайствами об уточнении в порядке ст. 49 АПК заявленных требований и принятии в связи с этим на основании ч. 1 ст.91 АПК обеспечительных мер в виде запрета Новокузнецкому филиалу "МДМ-БАНК" производить бесспорное списание 87410499,64 руб. по инкассовому поручению от 11.09.2003 N 5648, Арбитражного суда Кемеровской области вынесено определение от 19.09.2003 (судья Д.), которым Новокузнецкому филиалу "МДМ-БАНК" запрещено производить бесспорное списание 87 410 499, 64 руб. по инкассовому поручению от 11.09.2003 N 5648.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 24.12.2003 (судьи: С., В., К.) определения от 16.09.2003 и от 19.09.2003 оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции МНС от 19.08.2002 N 54 внесены изменения в решение от 11.12.2001 N 1 "О предоставлении ОАО "ЗСМК" право реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням, штрафам по состоянию на 01.01.2001. В связи с исключением из суммы реструктурируемой задолженности 132418613,08 руб. пени, начисленной за период с 01.01.2001 по 01.11.2001, в адрес ОАО "ЗСМК" направлено требование N 384 от 29.08.2002 об уплате указанной суммы, в т.ч. 116 728406 руб. пеней по платежам в Пенсионный фонд РФ, в срок до 08.09.2002.
09.09.2002 налоговым органом принято решение N 298 о взыскании 132418613,08 руб. задолженности по пени за счет денежных средств, находящихся на счетах ОАО "ЗСМК" в банках, и выставлено инкассовое поручение от 10.09.2002 N 1348, которое не было исполнено в связи с обжалованием и в дальнейшем отозвано.
В Новокузнецкий филиал "МДМ-БАНК", где открыты счета ОАО "ЗСМК", Инспекцией МНС было направлено инкассовое поручение от 10.09.2003 N 5635 на списание 95345266,64 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату платежей в Пенсионный фонд РФ. При этом основанием его направления указано требование от 29.08.2002 N 384.
В связи с частичной оплатой заявителем сумм пени по платежам в Пенсионный фонд РФ, инкассовое поручение от 10.09.2003 N 5635 Инспекцией МНС отозвано и направлено новое - N 5648 от 11.09.2003.
Полагая, что действия Инспекции МНС по выставлению инкассового поручения от 11.09.2003 N 56348 не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "ЗСМК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, одновременно заявив ходатайство о принятии обеспечительных мер.
Арбитражный суд Кемеровской области правомерно удовлетворил ходатайство ОАО "ЗСМК" о принятии обеспечительных мер. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС
В соответствии со ст. 90 АПК арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В части 2 названной статьи указано, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю.
В ст. 91 АПК приведен перечень обеспечительных мер. В частности, согласно п. 2 и п. 5 ч. 1 ст. 91 АПК обеспечительными мерами могут быть: запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора; приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке.
Решая вопрос о принятии обеспечительных мер, суд принимает во внимание то обоснование необходимости их применения, которое указано заявителем.
В обоснование заявленного ходатайства ОАО "ЗСМК" ссылается на предоставлен налоговым органам право на основании статей 46, 47, 76 НК производить взыскание налогов и пеней в бесспорном порядке, что может причинить ему значительный ущерб: невозможность выплаты заработной платы работникам, исполнения обязательств перед контрагентами по договорам и выполнения условий мирового соглашения, заключенного с конкурсными кредиторами ОАО "ЗСМК". Кроме того, указывает на затруднительность возврата взысканных налоговым органом денежных средств в случае признания оспариваемых действий Инспекции МНС незаконными.
Следовательно, удовлетворяя ходатайства ОАО "ЗСМК" о принятии обеспечительных мер арбитражный суд обоснованно исходил из необходимости предотвращения причинения значительного ущерба заявителю и возможностью затруднений при исполнении судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения дела, на что имеются указания в мотивировочных частях определений.
Ссылки Инспекции МНС на вступившие в законную силу судебные акты, подтверждающие законность решений налогового органа N 54 от 19.08.2002 и N 298 от 09.09.2002, а также обоснованность направления ОАО "ЗСМК" инкассовых поручений N 1350, 1349, 1348, 1351 несостоятельны. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, исследование вопросов правомерности выставления инкассовых поручений N 5635 от 10.09.2003 и N 5648 от 11.09.03 подлежит рассмотрению по существу при решении вопроса о применении мер обеспечения имущественных интересов заявителя.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела и дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определения от 16.09.03, от 19.09.03 постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11877/2003-6 оставить без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 апреля 2004 г. N Ф04/1854-652/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании