Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 апреля 2004 г. N Ф04/1855-655/А27-2004
(извлечение)
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Кемерово (далее - ГУ УПФ) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - Инспекция МНС) от 30.05.2003 N 14532 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и требования N 14532 от 30.05.2003 об уплате налога.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.09.2003 (судья Д.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2003 (судьи: М., К., Ш.), заявленные ГУ УПФ требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 38 НК, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение об отказе ГУ УПФ в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ УПФ не соглашается с доводами кассационной жалобы Инспекции МНС, считает состоявшиеся решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу и просил оставить в силе состоявшиеся судебные акты.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.11.2002 ГУ УПФ в Инспекцию МНС направлено заявление о возврате в порядке статей 21, 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК) сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Инспекцией МНС в соответствии со статьями 31, 88 НК проведена камеральная проверка бухгалтерской отчетности и расчетов по вопросу правильности исчисления НДС.
По результатам проверки вынесено решение от 30.05.2003 N 14532 об отказе в привлечении ГУ УПФ к налоговой ответственности. Основанием принятия данного решения явилось неправомерное по мнению налогового органа не включение в облагаемый оборот по НДС денежных средств, связанных с расчетами по оплате услуг по доставке пенсий. В привлечении к ответственности отказано из-за отсутствия события правонарушения, т.к. на лицевом счете налогоплательщика доначисленная сумма налога недоимки не образует.
Также было вынесено требование N 14532 от 30.05.2003 о необходимости уплаты недоимки по НДС за ноябрь 2001 года в размере 86728 руб.
Полагая, что данное решение и требование нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, поскольку оказание услуг по доставке пенсий относится к операциям, указанным в п. 3 ст. 39 НК и в силу п.п. 1 п. 2 ст. 146 НК не признается объектом налогообложения НДС, ГУ УПФ обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Удовлетворяя заявления ГУ УПФ, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС о том, что денежные средства, получаемые отделами доставки пенсий Управления ПФ РФ за услуги по доставке пенсий, должны включаться в налоговую базу по НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В тоже время пунктом 2 настоящей статьи установлено, что не признаются реализацией операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК, в частности (применительно к предмету спора) операции по передаче имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Исходя из анализа положений действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения, основным видом деятельности Пенсионного фонда РФ является сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату пенсий, пособий в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ) назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что доставка и пересылка пенсий осуществляется ГУ УПФ в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а также постановлением Правления ПФ РФ от 16.04.2001 N 53 "О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению ПФР по Кемеровской области". Финансирование расходов на эти цели предусматривается отдельной строкой в составе расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, утверждаемого Федеральным Собранием, и производится через Отделение ПФР по Кемеровской области.
На основании вышеизложенного, судебные инстанции пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемых решений, поскольку ГУ УПФ, являясь в силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ некоммерческой организацией, осуществляющей назначение (перерасчет) и выплату государственных пенсий в качестве основного вида уставной деятельности, финансируется из бюджета государственного внебюджетного фонда.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 01.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8049/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 апреля 2004 г. N Ф04/1855-655/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании