Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 апреля 2004 г. N Ф04/1737-58/А02-2004
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Горно-Алтайску (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская сырьевая компания" (далее - ООО "ССК") о взыскании налоговых санкций в размере 406150,92 руб. в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Заявитель мотивировал свои требования тем, что 03.11.2003 ООО "ССК" было привлечено к налоговой ответственности за неуплату в бюджет суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в результате неправомерных действий в виде штрафа в размере 406150,92 руб. Налоговая инспекция направила налогоплательщику требование о добровольной уплате налоговой санкции, которое не было исполнено, что и послужило поводом для обращения в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 21.01.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального и процессуального права решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.01.2004 по делу N А02-3237/2003 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований налоговой инспекции.
Налоговый орган полагает, что неправомерное начисление к возмещению из бюджета сумм НДС является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
ООО "ССК" в отзыве на кассационную жалобу считает решение арбитражного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее были поддержаны в судебном заседании представителями сторон.
Кассационная инстанция, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Алтай.
Как видно из материалов дела, ООО "ССК" зарегистрировано как юридическое лицо Администрацией г. Горно-Алтайска 18.06.1998 и поставлено на налоговый учет в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Горно-Алтайску 22.06.1998.
В порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной 04.09.2003 налоговой декларации ООО "ССК" за июль 2003 года. В ходе проверки были истребованы дополнительные документы для проведения углубленной проверки обоснованности принятия к вычету сумм НДС, предъявленных в счетах-фактурах. Проверка установила, что в пятнадцати счетах-фактурах не указаны реквизиты, установленные подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации: наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
03.11.2003 по материалам камеральной налоговой проверки заместителем руководителя налоговой инспекции было вынесено решение N 1864 о привлечении ООО "ССК" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 406150,92 руб.
Кроме того, налогоплательщику направлено требование N 7013 от 03.11.2003 об уплате налоговых санкций со сроком оплаты до 13.11.2003, которое ООО "ССК" в добровольном порядке не исполнено.
В этой связи налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "ССК" налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд указал, что, если бы налогоплательщик и не внес исправления в счета-фактуры, то налоговый орган все равно должен принять суммы НДС, выставленные к зачету, так как они подтверждаются другими документами, приложенными к счетам-фактурам, где указана стоимость товара с учетом НДС (товарные накладные, дополнительное соглашение от 09.07.2003 к договору комиссии от 20.02.03). НДС уплачен налогоплательщиком в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями, находящимися в материалах дела.
Не соглашаясь с вышеуказанной позицией, кассационная инстанция суда отмечает, что согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Принимая решения об отказе налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел, что пункт 2 статьи 169 НК РФ, в соответствии с которой счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению и невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом, содержит императивную норму права.
В силу требований, установленных статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Статьей 176 НК РФ налоговому органу предоставлено три месяца для проведения камеральной проверки, проводимой в порядке, предусмотренном статьей 88 НК РФ, и принятия решения по результатам проверки.
В соответствии с абзацами 3 и 4 статьи 88 НК РФ, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Выявив ошибки в заполнении представленных налогоплательщиком счетов-фактур, налоговый орган не предъявил ООО "ССК" требование по устранению данных ошибок.
Однако законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на предоставление в обоснование подтверждения правомерности применения налоговых вычетов исправленных счетов-фактур.
Поэтому, установив, что налогоплательщиком истребованы и получены от поставщика новые, исправленные счета-фактуры, суд должен был исследовать их и дать им оценку на предмет соответствия требованиям, предъявляемым статьей 169 НК РФ.
Суд кассационной инстанции полагает, что решение суда принято по недостаточно полно исследованным материалам дела, что могло привести к принятию незаконного решения.
Довод суда о том, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость и налоговые вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость, является недостаточно обоснованным, так как данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима только к случаям, когда счета-фактуры в определенных случаях не предъявляются покупателям поставщиками товара (работ, услуг).
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо с учетом изложенного истребовать у сторон дополнительные доказательства - счета-фактуры, рассмотреть дело по существу, а также в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Алтай по делу от 21.01.2004 по делу N А02-3237/2003 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 апреля 2004 г. N Ф04/1737-58/А02-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании