Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 апреля 2004 г. N Ф04/1925-716/А27-2004
(извлечение)
Межрайонная Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 2 по Кемеровской области, г. Ленинск-Кузнецкий, обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании налоговых санкций по решению налогового органа N 193 от 15.05.2003 в сумме 54 704,45 руб.
В обоснование заявленных требований налоговый орган сослался на то, что налогоплательщиком не представлены необходимые документы в налоговый орган по требованию и не сдана налоговая декларация по сбору за уборку территории.
ОАО "Шахта Полысаевская" обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением об оспаривании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.
В обоснование данного заявления общество сослалось на то, что с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации Решение Полысаевского городского Совета N 155 от 26.11.2002 "О введении сборов за уборку территории по г. Полысаево" начинает действовать лишь с 01.03.2003, поскольку налоговый период с 01.01.2003 по данному налогу установлен продолжительностью в 1 месяц.
Решением от 05.12.2003 Арбитражного суда Кемеровской области (судья К.) заявление налогового органа удовлетворено. Взыскан с открытого акционерного общества "Шахта Полысаевская" штраф в сумме 54 704 руб. 45 коп. в доходы бюджетов. В удовлетворении заявленного требования ОАО "Шахта Полысаевская" отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что в силу статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования. В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления издают нормативные акты в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях. Акты, улучающие положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В апелляционную инстанцию решение сторонами не обжаловалось.
В кассационной жалобе ОАО "Шахта Полысаевская" просит отменить состоявшееся по делу решение.
По мнению заявителя, при вынесении решения судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, в частности статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что придание обратной силы Решению Полысаевского городского Совета народных депутатов от 26.11.2002 N 155, в редакции решения Полысаевского городского Совета от 29.01.2003 N 10 и введение его в действие с 01.01.2003 не основано на нормах федерального налогового законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить без изменения состоявшееся по делу решение, поскольку принимая решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах налоговый орган руководствовался нормативным правовым актом, принятым и введенным в действие в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта по делу.
Материалами дела установлено, что по результатам проведенной камеральной налоговой проверки ОАО "Шахта Полысаевская" по вопросу своевременности представления, правильности исчисления и своевременности уплаты сбора за уборку территории за январь 2003 года было выявлено налоговое правонарушение.
В связи с чем 15.05.2003 налоговым органом вынесено решение N 193 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налоговой декларации по сбору за уборку территории города за январь 2003 года. Налогоплательщик привлечен к уплате штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, в сумме 23 359 руб. 05 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сбора за уборку территории города за январь 2003 года, в результате неправомерного бездействия налогоплательщик привлечен к уплате штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы сбора - в размере 31 145 руб. 40 коп.; за непредставление в налоговый орган в установленный срок 4 документов в виде штрафа в сумме 200 руб.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, ОАО "Шахта Полысаевская" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования.
На основании ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях.
Постановление городского Совета народных депутатов г. Полысаево от 26.11.2002 N 115 "О введение сборов на территории г. Полысаево" является нормативным актом органа местного самоуправления.
В связи со вступлением в законную силу с 01.01.2003 Федерального закона N 191-ФЗ от 31.12.2002, которым внесены изменения в подпункт "х" пункта 1 статьи 21 Закона "Об основах налоговой системы" в виде установления единой налоговой ставки, иного объекта налогообложения, решением городского Совета гор. Полысаево от 26.11.2002 N 115 "О сборе за уборку территорий населенных пунктов" (решение N 10) в постановление N 40 были внесены изменения в виде установления иной налоговой ставки, иного объекта налогообложения и иного налогового периода. Официально данное решение N 10 было опубликовано 31.01.2003 г.
В рамках реализации указанных полномочий, Полысаевским городским Советом было принято Положение о сборе за уборку территорий, которое согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступило в силу с 01.01.2003 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации, признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не установлено настоящим Кодексом. Положение не признано судом не соответствующим Кодексу. Самим органом, его издавшим, не отменено.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Что следует из пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В решении N 10 от 29.01.2003 указано, что оно действует с 01.01.2003 г.
В судебном заседании исследованы представленные налоговым органом документы (расчеты сбора за уборку территории), которыми подтверждено, что следствием изменений, внесенных в нормативный правовой акт, которым установлен данный сбор, явилось снижение размеров этого сбора.
Ранее по данному сбору налоговая ставка была установлена в размере 1 процента от выручки от реализации товаров (работ, услуг). В новой редакции этого положения - 1, 5 процента от фонда заработной платы.
В связи с чем, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление налогового органа, поскольку самим актом улучшено положение налогоплательщиков; в самом нормативном акте содержится указание на придание ему обратной силы.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял меры к всестороннему и полному исследованию материалов дела, представленных сторонами доказательств.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 05.12.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8992/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2004 г. N Ф04/1925-716/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании