Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 апреля 2004 г. N Ф04/1808-543/А45-2004
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Новый дом" г. Новосибирск (далее - ООО "Новый дом") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Новосибирска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N 9523 от 13.11.2002 об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах ООО "Новый дом", в размере недоимки по земельному налогу в сумме 212759,13 руб. и пени в сумме 20178,20 руб.
Заявленные требования ООО "Новый дом" мотивирует тем, что при исчислении платы за землю из площади земельного участка, предоставленного ему в пользование для строительства коттеджей в жилом микрорайоне по улице Кедровка в Заельцовском районе г. Новосибирска, им было правомерно исключены площади, указанные в расчете баланса территории проекта застройки и утвержденные комитетом Архитектуры и Градостроительства 07.04.1998 как земли общего пользования.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 19.01.2004 без изменения, заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Решение налоговой инспекции N 9523 от 13.11.2002 признано недействительным.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Считает, что наличие прав на льготу по земельному налогу налогоплательщиком документально не подтверждено, поскольку земли общего пользования могут быть льготированы только после окончания застройки территории жилыми домами, когда будет проведено межевание застроенной территории и земли общего пользования будут занесены в состав земель общего пользования г. Новосибирска.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Новый дом" считает вынесенные по делу решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения. В судебном заседании представитель ООО "Новый дом" поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, проанализировала доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 13.11.2002 налоговой инспекцией принято решение N 9523, которым на основании статей 31, 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах ООО "Новый дом", в размере недоимки по земельному налогу по состоянию на 20.07.2002 в сумме 212759,13 руб. и пени в сумме 20178,42 руб.
По мнению налогового органа, налоговое нарушение ООО "Новый дом" выразилось в том, что за оспариваемый период сумма земельного налога исчислялась без учета земель общего пользования.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, ООО "Новый дом" обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходили из того, что согласно нормам Градостроительного кодекса началом определения зон общего пользования следует считать дату утверждения проекта застройки 07.04.1998, в котором выделены и улицы и проезды.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от N 1738-1 11.10.1991 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Статьей 1 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
Согласно пункту 9 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.
Из пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что под земельными участками общего пользования понимаются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами общего пользования.
ООО "Новый дом" согласно государственного акта N 1388 (N 35000141), без даты, на основании постановления Мэрии г. Новосибирска N 632-а от 07.08.1992 получило в постоянное пользование земельный участок площадью 19,3859 га. в Заельцовском районе г. Новосибирска под строительство коттеджей.
Площадь земель общего пользования налогоплательщика была документально определена в составе разработанного проекта застройки от 07.04.1998 и подтверждена 19.12.2000 Протоколом совещания по определению территориальных зон Департаментом строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска. Согласно расчету баланса территории застройки, которая является частью проекта застройки, площадь земель общего пользования на участке, предоставленном ООО "Новый дом" для строительства, составляет 10,37 га., налогоплательщиком фактически льготировано 9,7559 га.
Таким образом, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что решение налоговой инспекции N 9523 от 13.11.2002 об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах ООО "Новый дом", в связи с неполной уплатой земельного налога, незаконно. У налоговой инспекции не было оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности, так как налогоплательщик при исчислении платы за землю не определял самостоятельно площади земель общего назначения, а использовал их размеры, отраженные документально в Генеральном плане застройки 1991-1992 гг. и в балансе территории 1998 года.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса определено, что обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Арбитражным судом Новосибирской области ранее было рассмотрено дело N А45-3046/03-САЗ/168 о признании недействительным в полном объеме решения налоговой инспекции N 64 от 03.12.2002 о привлечении ООО "Новый дом" к налоговой ответственности за использование льгот по землям общего пользования. Изложенные обстоятельства также были предметом рассмотрения Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9450/01-СА/468.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.04.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 23.09.2003 без изменения, было установлено, что земли общего пользования, расположенные на участке земли, предоставленном согласно государственному акту N 1388 (N 35000141) и на основании постановления Мэрии г. Новосибирска N 632-а от 07.08.1992 обществу с ограниченной ответственностью "Новый дом" для строительства коттеджей, не подлежат обложением налогом на землю.
Судом определено, что, руководствуясь нормами земельного и градостроительного законодательства, на основании утвержденного соответствующими органами Генерального плана застройки, налогоплательщик правомерно производил исчисление и уплату земельного налога с применением предоставленной законом льготы по освобождению от платы по землям общего пользования.
Судебные акты вступили в законную силу и носят преюдициальный характер по вопросу правомерности исключения заявителем рассматриваемых земель из общего числа земель, облагаемых налогом.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов суда у кассационной коллегии в силу статьи 286 АПК РФ не имеется, и поэтому доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не принимаются.
Кассационная коллегия считает, что судебные инстанции всесторонне и полно исследовали материалы дела, правильно установили фактические обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным сторонами, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 27.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.01.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3045/03-СА23/129 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2004 г. N Ф04/1808-543/А45-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании