Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 апреля 2004 г. N Ф04/1954-718/А27-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - общество), город Кемерово, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - инспекция) N 16-10-34/11095 от 31.03.2003 об уплате платежей за пользование водными объектами в размере 4851 рубль за декабрь 2002 года.
В обоснование заявленных требований общество указало на правомерность применения ставки платы за пользование водными объектами в размере 129 рублей по пункту 1.6 приложения к Закону Кемеровской области от 10.06.1999 N 34-ОЗ "О плате за пользование водными объектами на территории Кемеровской области" для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющих водоснабжение бюджетных организаций, поскольку конкретный вид деятельности "Кузбассэнерго" - водоснабжение, относится к жилищно-коммунальному хозяйству.
Кроме того указывает, что поскольку недоимка на дату уплаты налога отсутствовала, то у налогового органа, в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, не было оснований для направления требования об уплате налога.
Решением от 10.09.2003 (судья Д.) заявленные требования оставлены без удовлетворения, поскольку филиал общества - Кемеровская ГРЭС не может быть отнесен к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и поэтому у заявителя отсутствовало право применять ставки налога, предусмотренные в пункте 1.6 приложения к Закону Кемеровской области N 34-ОЗ. Суд первой инстанции указал, что ОАО "Кузбассэнерго" при наличии переплаты по налогу вправе воспользоваться нормами статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2003 (судьи В., С., М.) решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, признано недействительным требование Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16-10-34/11095 от 31.03.2003. Суд на основании государственных контрактов на отпуск и пользование тепловой энергией, заключенных с бюджетными организациями, пришел к выводу, что налогоплательщик обоснованно применил ставку платы за пользование водными объектами по п. 1.6 указанного приложения, предусмотренную для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, поскольку налогоплательщик, как предприятие, оказывающее услуги по водоснабжению, с учетом положений ст.ст. 1, 4 Закона Кемеровской области от 12.11.97 N 37-ОЗ "О жилищно-коммунальном хозяйстве Кемеровской области" относится к предприятиям ЖКХ. Суд также указал, что налоговым органом необоснованно направлено в адрес налогоплательщика оспариваемое требование, поскольку на дату уплаты данного платежа в лицевом счете налогоплательщика имелась переплата по данному платежу, как указано в решении инспекции, суд апелляционной инстанции признал необоснованным направление в адрес налогоплательщика оспариваемого требования при отсутствии фактической недоимки.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель указывает, что филиалу Кемеровской ГРЭС ОАО "Кузбассэнерго" присвоен код ОКОНХ 11110 - тепловые электростанции, следовательно, правовых оснований для применения ставок платы, предусмотренных пунктом 1.6 приложения к Закону Кемеровской области N 34-ОЗ от 10.06.1999, не имелось. Право собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства общества не зарегистрировано, не заключены договоры с собственниками объектов ЖКХ на эксплуатацию и обслуживание данных объектов, что является нарушением Закона Кемеровской области от 12.11.1997 N 37-ОЗ "О жилищно-коммунальном хозяйстве Кемеровской области".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции арбитражного суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Общество указывает, что присвоение филиалу организации кода ОКОНХ - 11110 - тепловые электростанции означает распределение и отпуск электрической энергии и тепла потребителям, что подтверждено договорами теплоснабжения, в силу которых на ОАО "Кузбассэнерго" возложена обязанность по обслуживанию (теплоснабжению) объектов ЖКХ бюджетных организаций. Кроме того, общество считает, что отсутствие недоимки по налогу делает взыскание на имущество организации незаконным (п. 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ).
Кассационная инстанция в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и норм процессуального права, не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции, изменив при этом его мотивировочную часть.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной инспекцией камеральной налоговой проверки представленного Кемеровской ГРЭС - филиала ОАО "Кузбассэнерго" расчета по оплате за пользование водными объектами за декабрь 2002 года налоговым органом вынесено решение от 31.03.2003 N 11095 об отказе в привлечении к налоговой ответственности общества, предложено внести исправления в бухгалтерский учет и представить уточненный расчет по платежам за пользование водными объектами. Данное решение вынесено на основании выявленного неправомерного применения ставки платы по водоснабжению бюджетных организаций по пункту 1.9 приложения к Закону Кемеровской области N 34-ОЗ от 10.06.1999 "О плате за пользование водными объектами на территории Кемеровской области", тогда как, по мнению налогового органа, следовало применить пункт 1.2 указанного приложения. Обществу произведено доначисление платы за пользование водными объектами в размере 4 851 рубль.
На основании данного решения налоговым органом предъявлено к оплате требование N 16-10-34/11095 по состоянию на 31.03.03 на сумму недоимки в размере 4 851 рубль, которое обществом оспорено в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что вывод апелляционной инстанции об отнесении общества к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, не основан на материалах дела.
Согласно статье 1 Закона Кемеровской области от 12.11.1997 N 37-ОЗ "О жилищно-коммунальном хозяйстве Кемеровской области" предприятиями жилищно-коммунального хозяйства являются организации различных форм собственности, осуществляющие эксплуатацию и обслуживание объектов ЖКХ по договору с собственником или уполномоченной им организации на конкурсной основе.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства - сооружения, инженерные коммуникации, здания и технологические звенья производственного цикла, непосредственно осуществляющие процесс предоставления услуг.
Собственник объекта жилищно-коммунального хозяйства - Российская Федерация, Кемеровская область, муниципальные образования, юридические лица и граждане, зарегистрировавшие право собственности на указанные объекты в установленном законом порядке.
Из указанного следует, что предприятия жилищно-коммунального хозяйства осуществляют на основании договора обслуживание объектов ЖКХ, к которым относятся сооружения, инженерные коммуникации, здания и технологические звенья производственного цикла, непосредственно осуществляющие процесс предоставления услуг.
В материалах дела отсутствуют уставные документы ОАО "Кузбассэнерго", подтверждающие осуществление филиалом общества функций, присущих предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, договоры на обслуживание объектов ЖКХ, свидетельства о праве собственности на объекты ЖКХ и иные доказательства, позволяющие отнести Кемеровскую ГРЭС к предприятиям ЖКХ, поскольку сам по себе факт распределения и отпуска электрической энергии и тепла по потребителям не означает, что общество в этой части своей деятельности является предприятием ЖКХ. Имеющиеся в деле договоры N 2т от 1.01.03 и N 141т от 01.01.03 на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде бюджетным организациям не могут быть приняты во внимание для обоснования размера платы в декабре 2002 года, поскольку заключены на 2003 год. По этой же причине указанные договоры не могут служить доказательством водоснабжения бюджетных организаций в 2002 году, ссылка на них судом апелляционной инстанции необоснованна.
В то же время кассационная инстанция согласна с позицией апелляционной инстанции арбитражного суда в части признания требования об уплате недоимки по плате за пользование водными объектами недействительным по формальным основаниям.
Согласно п. 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Как видно из решения инспекции N 11095 от 31.03.03 обществом на день его вынесения доначисленная сумма уплачена в полном размере, недоимка по плате за пользование водными объектами отсутствовала, следовательно, вывод суда об отсутствии оснований для направления требования налогоплательщику является правильным.
Суд кассационной инстанции считает излишней ссылку апелляционной инстанции арбитражного суда на статью 78 Налогового кодекса РФ, поскольку требование о возврате или зачете излишне уплаченной суммы обществом не заявлялось.
В соответствии с ч. З статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание, что вывод суда об отнесении ОАО "Кузбассэнерго" к предприятиям ЖКХ не привел к принятию неправильного постановления, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены, ограничившись исключением данного вывода из мотивировочной части постановления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции от 18.12.03 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8585/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2004 г. N Ф04/1954-718/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании