Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 июля 2006 г. N Ф04-4876/2006(24928-А03-40)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Озернинское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Краевой межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - Комиссия) при участии третьего лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Алтайскому краю (далее - Инспекция), о признании незаконными действий Комиссии по отказу в реструктуризации задолженности по пеням, штрафу по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации в общей сумме 935 881,38 руб. (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 06.03.2006 Арбитражного суда Алтайского края требования Общества удовлетворены частично: действия Комиссии признаны незаконными в части отказа Обществу в реструктуризации 536 420 руб. (пени по налогу на доходы физических лиц); суд обязал Комиссию включить указанную сумму в реструктуризацию. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенное по делу решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Судом и материалами дела установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон "О финансовом оздоровлении") Общество является участником программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
08.10.2003 с Обществом подписано соглашение N 7/78 о реструктуризации образовавшихся на 01.09.2003 долгов в размере 3 399 116 руб., а также 06.11.2003 - соглашение N 7/78П о списании пеней и штрафов на сумму 6 313 880 руб. При этом в реструктуризацию не были включены пени и штрафы по налогу на доходы физических лиц на сумму 645 725,38 руб. и страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на сумму 290 165 руб.
В октябре 2005 Общество обратилось к Комиссии с заявлением о реструктуризации задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц на сумму 645 725,38 руб. и страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на сумму 290 165 руб. (л.д. 27) письмо от 14.11.2005 Комиссия, со ссылкой на решение Федеральной межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 (протокол N 4), указала Обществу, что решение данной проблемы возможно только в судебном порядке (л.д. 28).
Общество, не согласившись с отказом Комиссии, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ. Таким образом, законность и обоснованность судебного акта проверяется в части удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Кассационная инстанция считает, что суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, и, руководствуясь положениями Закона "О финансовом оздоровлении", пунктом 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пришел к правильному выводу о необоснованном отказе Комиссии во включении в сумму реструктуризации долгов задолженности Общества по пени по налогу на доходы физических лиц.
Согласно статье 20 Закона "О финансовом оздоровлении" реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.
Действительно, согласно "Порядку проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей", утвержденного Протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии от 25.02.2003 N 4, не подлежит реструктуризации задолженность по подоходному налогу с физических лиц. В го же время кассационная инстанция отмечает, что в рассматриваемом случае суд удовлетворил заявленные требования Общества в части задолженности по пеням, начисленной на недоимку по налогу на доходы физических лиц, но не в части налога.
Согласно справки в арбитражный суд в связи с рассмотрением настоящего дела, задолженность Общества по налогу на доходы физических лиц погашена в полном объеме, задолженность по пени составляет 536421 руб. (л.д. 66).
В силу статей 75, 226 НК РФ, статей 20-22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом. То есть, пени за несвоевременную уплату налога могут быть взысканы за счет денежных средств (имущества) самого налогового агента, в связи с чем должны быть отнесены к задолженности самого Общества, но не физических лиц (работников Общества), подоходный налог с дохода которых не был перечислен Обществом в бюджет. В связи с изложенным суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что судом в рассматриваемом случае не учтено, что Общество выступает в качестве налогового агента, поскольку указанное обстоятельство не имеет правового значения.
Поскольку в соответствии с Законом "О финансовом оздоровлении" предусмотрена возможность реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, то ссылка суда только на "Порядок реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002). без ссылок на соответствующие нормативные акты Администрации Алтайского края и органа местного самоуправления о реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, не является основанием для отмены принятого по настоящему делу судебного акта, которым на Комиссию была возложена обязанность включить спорную сумму пени по подоходному налогу в реструктуризацию и, разумеется, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда отмене или изменению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287. статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.03.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-22173/05-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июля 2006 г. N Ф04-4876/2006(24928-А03-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании