Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 июля 2006 г. N Ф04-4399/2006(24582-А45-19)
(извлечение)
Республиканское унитарное предприятие "Авиакомпания "ТрансАВИАэкспорт", Республика Беларусь, (далее - авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными действий начальника Толмачевской таможни В.К.П., связанных с задержкой вылета воздушного судна Ил-76 (бортовой номер EW-78843), выразившихся в удержании с 2 часов 00 минут 08.09.2005 (по Гринвичу) документов, отказе их оформить в установленный срок и понуждении перевозчика к заявлению таможенного режима и подаче транзитной декларации на бланке установленного образца.
Решением от 16.11.2005 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.03.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе авиакомпания, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу Толмачевская таможня, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые авиакомпанией судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Толмачевской таможни В.И.В. поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 08.09.2005 в 07 часов 44 мин. (по Новосибирскому времени) в аэропорту "Толмачево" совершило посадку воздушное судно Ил-76, бортовой номер EW-78843, рейс ТХС-001/002, принадлежащее Республиканскому унитарному предприятию "Авиакомпания "ТрансАВИАэкспорт", Республика Белорусь, совершающее международный полет по маршруту Бишкек (Кыргызстан) - Тяньзинь (Китайская народная республика) - Новосибирск (Российская Федерация) -Рига (Латвия) - Минск (Беларусь).
В таможенный орган авиакомпанией были представлены генеральная декларация от 08.09.2005, грузовая ведомость, авианакладная от 07.09.2005 N 000-1235 6352, упаковочный лист с номером рейса ТЧС 001/002 и номером самолета 78843, с указанием времени вылета 07.09.2005 17час 30 мин., заявка (накладная) на погрузку бортовых припасов от 08.09.2005 N 80905/020455.
Ввиду того, что представленные командиром воздушного судна документы не содержали необходимых сведений о товаре и не отвечали требованиям действующего таможенного законодательства, Толмачевская таможня не произвела таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации, в упрощенном порядке, предложив авиакомпании произвести таможенное оформление товаров с заявлением таможенного режима международного транзита и подачей транзитной декларации.
Авиакомпания отказалась выполнить требования таможенного органа и, полагая, что указанные действия должностного лица Толмачевской таможни не соответствуют закону и нарушают ее законные права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления авиакомпании, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса Российской Федерации при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73-76 Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
Статей 75 Таможенного кодекса Российской Федерации определено, что при международной перевозке грузов воздушным транспортом перевозчик представляет таможенному органу стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными соглашениями в области гражданской авиации (генеральную декларацию); документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовую ведомость); документ, содержащий сведения о бортовых припасах, авиагрузовые накладные; документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость); документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией.
Кроме того, перевозчик сообщает таможенному органу о наличии или отсутствии на борту воздушного судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержаться наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы.
Исследовав материалы дела, обе судебные инстанции установили, что в представленных авиакомпанией для таможенного оформления документах отсутствовали сведения о перевозимом товаре, не были заполнены все графы генеральной декларации, отсутствовала подпись командира воздушного судна или уполномоченного лица в генеральной декларации, был исправлен номер рейса, в указании маршрута отсутствовал пункт прибытия на таможенную территорию Российской Федерации; указанный в авианакладной номера рейса не соответствовал номеру рейса, указанному в генеральной декларации.
Согласно статье 168 Таможенного кодекса Российской Федерации под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 172 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает таможенное оформление режима международного таможенного транзита в упрощенном порядке при соблюдении перевозчиком условий, предусмотренных статьями 72 и 75 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Поскольку авиакомпанией при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации воздушного судна в таможенный орган представлены документы, не отвечающие требованиям действующего таможенного законодательства и не содержащие всех необходимых сведений о товаре, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Толмачевская таможня правомерно не произвела таможенное оформление товаров в упрощенном порядке.
При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, что таможенным органом в адрес авиакомпании неоднократно направлялись письма о необходимости представления документов на товары, перевозимые воздушным судном.
Так, в письмах NN 01-53/4153 от 08.09.2005, 01-53/4215 от 12.09.2005, 01-53/4270 от 14.09.2005 и 01-50/4577 от 30.09.2005 таможенный орган предлагал авиакомпании представить документы на товары, перевозимые воздушным судном; произвести таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации с заявлением таможенного режима международного таможенного транзита или процедуры внутреннего таможенного транзита, путем подачи транзитной декларации, которые своевременно не исполнялись.
При таких обстоятельствах обе судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении заявленных авиакомпанией требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.03.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21593/05-9/555 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июля 2006 г. N Ф04-4399/2006(24582-А45-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании