Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 июля 2006 г. N Ф04-6627/2005(25062-А45-37)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Синар" (далее - ОАО "Синар", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - налоговый орган) о признании недействительными действий выразившихся в отказе уменьшить сумму пени, начисленную за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в 2001-2002 годах на 276 162,05 руб. и об обязании возвратить излишне уплаченную сумму пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 180631,49 руб. и 95530,56 руб. излишне взысканной пени по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Решением от 04.02.2005 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия налогового органа по отказу ОАО "СИНАР" уменьшить сумму пени, начисленную за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 и 2002 на 276 162,05 руб.
Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем уменьшения суммы пени, начисленной ОАО "СИНАР" за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 и 2002, на 276 162, 05 руб. Также обязал возвратить Обществу 180 631,49 руб. излишне уплаченной пени по налогу на пользователей автомобильных дорог и 95 530,56 руб. излишне взысканной пени по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, судом неправильно истолкованы статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что ОАО "Синар" производило в 2001-2002 уплату пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, начисленной налоговым органом.
Письмом от 22.04.2004 N 1337 Общество обратилось в налоговый орган об уменьшении суммы пени, начисленной за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в 2001 - 2002 годах на 276 162,05 руб. и возврате излишне уплаченной суммы пени в размере 180 631,49 руб.
Налоговый орган письмом от 17.06.2004 N ТМ-14-16.1/9576 отказал в уменьшении начисленной и возврате излишне уплаченной пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, сославшись на отсутствие законных оснований.
Несогласие с решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика в суд с заявлением об обжаловании указанного ненормативного акта налогового органа.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая действия налогового органа недействительными суд первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в 2001-2002 годах законодательными актами Новосибирской области не были установлены.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
С 01.01.2001 вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Статьей 4 названного Закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации. Согласно данному Порядку налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Данные нормы права, регулирующие образование и использование средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, действовали до 2001 года.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 приостановлено на 2001 и 2002 годы.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1 предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Законом Новосибирской области сроки уплаты налога на пользователей автодорог не установлены.
В связи с тем, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд и уплата налогоплательщиком этих пеней является не основанной на нормах права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 7 названной нормы установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня подачи заявления.
Ссылка налоговой инспекции на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, регулирующее вопросы формирования средств федерального дорожного фонда и предусматривающее сроки для перечисления налогов на счет данного фонда, несостоятельна.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15985/04-СА12/775 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 июля 2006 г. N Ф04-6627/2005(25062-А45-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании