Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 августа 2006 г. N Ф04-4928/2006(25167-А27-11)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Юргателеком" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Департаменту социальной защиты населения администрации Кемеровской области г. Кемерово, Управлению социальной защиты населения Администрации г. Юрги, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1180990,21 руб. убытков, причиненных предоставлением льгот населению на основании ФЗ "О ветеранах" с 01.01.1999 по 31.12.2004 и отсутствием полной компенсации предоставленных льгот.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области (далее - УФК по Кемеровской области).
Решением от 31.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Юргателеком" взыскано 575845,94 руб. убытков.
В остальной части и к другим ответчикам в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2006 решение от 31.03.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области просит отменить решение от 31.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2006 и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.
Заявитель считает, что судом нарушены нормы материального и нормы процессуального права, а именно: неправильно применены статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
Кроме того, полагает, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что при рассмотрении дела суд не запросил оригиналы подлинных документов, подтверждающих наличие у граждан льгот.
ОАО "Юргателеком" письмом ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя истца.
Все участвующие в деле лица извещены кассационной инстанцией о рассмотрении кассационной жалобы в установленном законом порядке, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Юргателеком" (оператор связи) в соответствии со статьями 426, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 16, 26, 68 Правил оказания услуг телефонной связи и статьей 30 Федерального закона Российской Федерации "О связи" оказывало услуги телефонной связи гражданам-абонентам участникам и инвалидам ВОВ, ветеранам труда, предоставляя льготу в размере 50% по оплате абонентской платы за пользование телефоном, а также по оплате расходов, связанных с установкой телефона.
Управлением социальной защиты населения г. Юрги на основании "Правил возмещения в 2000 году операторам расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление льгот" понесенные в спорном периоде времени расходы компенсированы в сумме 1654189 руб. 95 коп.
О взыскании некомпенсированных расходов в сумме 1180990,21 руб. истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая по делу судебные акты, суд исходил из того, что государством принимаются социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в связи с чем Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14-22) установлено, что ветераны имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона.
Следуя предписанию закона, ОАО "Юргателеком" за период времени с 01.01.1999 по 31.12.2004 оказало услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем, понесло расходы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам в связи с пользованием телефоном, производятся за счет федерального бюджета. Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О связи" N 15-ФЗ при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с данным Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, возмещение недополученных предприятием доходов производится за счет средств федерального бюджета. Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону "О ветеранах" в 2000 году установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963. Указанные Правила определяют порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета на реализацию льгот ветеранам, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Факт предоставления истцом льгот и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела, исследованы судом.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Федеральные законы "О ветеранах" и "О связи" не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Кемеровской области об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи ветеранам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации как с органа, выступающего от имени казны, сумму 575845 руб. 94 коп., приняв во внимание обстоятельство предъявления настоящего иска с пропуском общего срока исковой давности (истец обратился с иском в декабре 2005 года).
При подсчете суммы убытков суд на основании пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации правомерно исключил из суммы расходов налог на добавленную стоимость.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Кемеровской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенным истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции от 31.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2006 являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права и подлежит оставлению без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2006 по делу N А27-2455/2006-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 августа 2006 г. N Ф04-4928/2006(25167-А27-11)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании