Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 мая 2004 г. N Ф04/2681-1101/А27-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Групповая обогатительная фабрика "Томусинская" (далее - ОАО "ГОФ "Томусинская") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Междуреченску (далее - налоговая инспекция), выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 389 957 руб., а также решений налоговой инспекции от 26.09.2003 N 887 и от 06.10.2003 N 1074, и об обязании налоговой инспекции принять уточненные налоговые декларации ОАО "ГОФ "Томусинская" за 2000-2003 годы.
Решением от 30.01.2004 (судья: К.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что ставки земельного налога применяются с учетом коэффициентов, установленных на каждый финансовый год соответствующими законами о Федеральном бюджете, которые не относятся к актам о налогах и сборах, в связи с чем к ним не применяются требования статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Установил, что вынесение налоговой инспекцией решения от 06.10.2003 N 1047 вызвано технической ошибкой при изготовлении ранее принятого решения и не влечет изменения существа ранее принятого решения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятое по делу решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что поправочный коэффициент не является частью налоговой ставки, относится не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. По мнению заявителя, поскольку закон о федеральном бюджете принимается на конкретный финансовый год и утрачивает силу по его окончании, установленный им повышающий коэффициент на последующие годы не применяется. Указывает, что законодательные акты, устанавливающие коэффициенты на каждый финансовый год, приняты с нарушением статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Считает, что акты законодательства о налогах и сборах, изменяющие налоги, должны одновременно отвечать требованиям как статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, так и требованиям статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу от налоговой инспекции в суд не поступил.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных ОАО "ГОФ "Томусинская" 09.09.2003 уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000-2003 годы, по результатам которой вынесено решение от 26.09.2003 N 887 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением ОАО "ГОФ "Томусинская" доначислена сумма земельного налога в размере 469 526 руб.
В результате допущенной налоговой инспекцией технической ошибки при расчете доначисленных сумм налога было принято решение от 06.10.2003 N 1047 о внесении изменений в пункте 2 резолютивной части решения от 26.09.2003 N 887.
Основанием для принятия оспариваемых заявителем решений налоговой инспекцией явилось необоснованное уменьшение к уплате сумм земельного налога за указанный период, согласно представленных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций, поскольку поправочные коэффициенты налоговых ставок земельного налога с 2000 по 2002 годы подлежат применению, так как они установлены актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на которые не распространяется порядок вступления в силу, регламентированный статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Несогласие ОАО "ГОФ "Томусинская" с решениями налоговой инспекции послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии со статьей 3 закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящими от пользователей земли.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статья 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" устанавливает, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель. Аналогичное положение закреплено в статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь статьей 286 пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 30.01.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14485/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Групповая обогатительная фабрика "Томусинская" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2004 г. N Ф04/2681-1101/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании