Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 мая 2004 г. N Ф04/2733-593/А03-2004
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЭКАТЭ СТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Бийску о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести возврат излишне взысканного налога на пользователей автомобильных дорог и пени, а также обязании списать задолженность общества по излишне начисленным пеням и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В обоснование заявленных требований ООО "ЭКАТЭ СТРОЙ" сослалось на отсутствие правовых оснований для уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 4 квартал 2002 года и необоснованное начисление пени в связи с отсутствием установленного срока уплаты налога.
Решением от 09.10.2003 Арбитражного суда Алтайского края (судья К.) заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие налогового органа в части отказа возвратить ООО "ЭКАТЭ СТРОЙ" излишне уплаченный налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 580 045 руб. 41 коп. и пени в сумме 26 273 руб. 66 коп. по инкассовым поручениям N 1323, N 1324 от 16.06.2003 как противоречащее статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
В остальной части заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что согласно статьи 2 Федерального закона N 110-ФЗ, вступившего в силу 30.08.2002, из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в связи с чем, обязанности по уплате налога в сентябре-декабре 2002 года у ООО "ЭКАТЭ СТРОЙ" не возникло. Взысканный налог на пользователей автомобильных дорог и пени суд обязал налоговый орган возвратить обществу.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании налогового органа списать задолженность ООО "ЭКАТЭ СТРОЙ" по излишне начисленным пеням в размере 295 592 руб. 49 коп., суд исходил из обязанности ООО "ЭКАТЭ СТРОЙ" уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Нарушение указанного срока повлекло обязанность уплатить пени.
Постановлением от 15.01.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края (судьи М., Б., М.) решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконным отказа налоговому органу по возврату ООО "ЭКАТЭ СТРОЙ" излишне взысканного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 580 045 руб. 41 коп. и пени в сумме 26 273 руб. 66 коп. по инкассовым поручениям от 16.06.2003 N 1323, N 1324 и обязании возвратить указанные суммы. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Экате строй", г. Бийск в этой части отказано.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанция исходила из того, что изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносились до конца финансового 2002 года, в связи с чем, налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год подлежал уплате в полном объеме.
Кроме этого, статьей 4 Закона N 110-ФЗ установлено, что независимо от способа определения выручки, полученной от реализации продукции до 01.01.2003 налогоплательщики, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, обязаны исчислить и уплатить налог до 15.01.2003.
В кассационной жалобе ООО "ЭКАТЭ СТРОЙ" просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции.
По мнению заявителя, вывод судов обеих инстанций о том, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установлен пунктом 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации и Налоговому кодексу Российской Федерации. В связи с отсутствием законно установленного срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, начисление пеней общество считает незаконным.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу о частичной отмене состоявшихся по делу судебных актов в части отказа признать незаконным бездействие налогового органа по списанию задолженности общества по излишне начисленным пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 295 592 руб. 49 коп.
Материалами дела установлено, что ООО "ЭКАТЭ СТРОЙ" 08.07.2003 обратилось в налоговый орган с заявлением о снятии с начисления и возврате излишне взысканного налога на пользователей автомобильных дорог и пени за период с 01.09.2002 по 31.12.2002.
Письмом от 22.07.2003 налоговый орган отказал в удовлетворении заявления ООО "ЭКАТЭ СТРОЙ". В дальнейшем общество представило в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, в которой суммы по налогу за 4 квартал отсутствовали.
Считая отказ в списании начисленных сумм пени по налогу на пользователей автомобильных дорог и возврате излишне взысканного налога, произведенные налоговым органом, незаконным, ООО "ЭКАТЭ СТРОЙ" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 пункт 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 22128-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог. Одновременно из п. 1 ст. 19 названного закона исключен подпункт "м" - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе, налог на пользователей автомобильных дорог.
В соответствии с положениями статей 9 и 21 Федерального закона N 110-ФЗ, статья 5 закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 01.01.2003.
Исходя из положений ст. 4 Закона N 110-ФЗ, на налогоплательщиков, применявших в 2002 году различные способы определения выручки, возложена обязанность исчисления и уплаты налога на пользователей автодорог по выручке за продукцию, отгруженную или оплаченную на 01.01.2003, исходя из ставки, действовавшей в 2002 году, в срок до 15.01.2003.
Обязанность по исчислению и уплате налога на пользователей автомобильных дорог в территориальные дорожные фонды распространяется на налогоплательщиков до 1.01.2003, то есть до вступления в законную силу статьи 9 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, отменяющего данный налог.
Суд апелляционной инстанции, исследовав в полном объеме изложенные обстоятельства, правильно указал, что отказ инспекции в возврате налога за сентябрь-декабрь 2002 года является обоснованным.
Вместе с тем, кассационная инстанция считает неправомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в признании незаконным бездействия налогового органа по списанию задолженности общества по излишне начисленным пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 295 592 руб. 49 коп. Они основаны на неполном исследовании судом доводов заявителя, представленным по делу доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
С 1 января 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Статьей 4 названного закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона о дорожных фондах, согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации. Согласно этому Порядку, налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
В соответствие с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 приостановлено на 2001 и 2002 годы.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1 предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлен законодательными актами Алтайского края.
В судебном заседании суда первой и апелляционной инстанций данным обстоятельствам оценка не дана.
В мотивировочной части оспариваемых обществом судебных актов не содержатся выводы о правомерности либо неправомерности начисления и взыскания пени за просрочку уплаты данного налога в федеральный дорожный фонд за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 в сумме 11 614 руб. 18 коп. и в территориальный дорожный фонд по состоянию расчетов на 10.07.2003 в сумме 310 251 руб. 97 коп.; изменению впоследствии этой суммы до 295 592 руб. 49 коп.
Кассационная инстанция считает, что в указанной части состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. При новом рассмотрении суду надлежит исследовать изложенные в настоящем постановлении обстоятельства и в зависимости от этого принять решение по существу.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
отменить решение от 09.10.2003 первой и постановление от 15.01.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-9811/03-31 в части отказа признать незаконным бездействие Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Бийску по списанию задолженности общества по излишне начисленным пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 295 592 руб. 49 коп.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда в ином составе судей.
В остальной части постановление апелляционной инстанции от 15.01.2004 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 мая 2004 г. N Ф04/2733-593/А03-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании