Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 мая 2004 г. N Ф04/2766-317/А67-2004
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Томский электротехнический завод" (далее - ФГУП "ТЭТЗ") о взыскании налоговых санкций в размере 492167,40 руб.
Решением от 12.01.2004 (судья: Г.) заявленное требование частично удовлетворено.
Суд, установив факт наличия налоговых правонарушений, при определении размера налоговых санкций, подлежащих взысканию, применив статью 112 Налогового кодекса Российской Федерации и пункт 19 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9, пришел к выводу о том, что требование заявителя обоснованно, однако начисленные ответчику налоговые санкции уменьшил до 49 216, 74 руб., исходя из характера деятельности организации, принципов справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а именно статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что из материалов дела и решения суда не усматривается, какие обстоятельства явились смягчающими, при этом представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайство об уменьшении размера штрафных санкций не заявлял, в связи с чем вывод суда о наличии смягчающих обстоятельств нельзя признать правильным, основанным на добытых судом доказательствах. Ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Отзыв на кассационную жалобу от ФГУП "ТЭТЗ" в суд не поступал.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает жалобу обоснованной.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией заявлены требования о взыскании налоговых санкций с ответчика в размере 492 167, 40 руб. Требование удовлетворено частично - на сумму 49216,74 руб.
Арбитражный суд в соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 уменьшил начисленные ответчику налоговые санкции, признал смягчающими ответственность обстоятельствами характер деятельности организации.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции не сослался на конкретные обстоятельства, которые, по мнению суда, являются смягчающими ответственность, на доказательства, которыми подтверждаются эти обстоятельства.
Суд кассационной инстанции считает, что статус и характер деятельности организации не может рассматриваться как смягчающее обстоятельство.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией применены к ответчику налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, налогоплательщик ранее привлекался к ответственности за аналогичные правонарушения, что согласно пункту 2 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации является обстоятельством, отягчающим ответственность. Факт совершения налоговых правонарушений ответчиком судом первой инстанции установлен.
Согласно пункту 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Между тем обстоятельствам, которые судом первой инстанции отнесены к иным, смягчающим (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), правовая оценка не дана, они не установлены судом в нарушение пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации и не подтверждены документально.
Характер осуществляемой ответчиком деятельности и наличие у него статуса Федерального государственного унитарного предприятия, по мнению суда кассационной инстанции, явно недостаточно для такого значительного уменьшения размера налоговых санкций, при этом судом не было исследовано финансовое и материальное положение ФГУП "ТЭТЗ".
Таким образом, судебный акт принят по неясно выясненным обстоятельствам дела, в силу чего подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении спора суду необходимо, помимо указанного, оценить соразмерность начисленного налоговым органом штрафа тяжести совершенного правонарушения исходя из пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 12.01.2004 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11832/03 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 мая 2004 г. N Ф04/2766-317/А67-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании