Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 мая 2004 г. N Ф04/2904-625/А46-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие N 1 "Омскагропромстройтранс", г. Омск обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция МНС) о признании недействительным решения N 08-34/15226 ДСП от 08.09.2003 в части доначисления неуплаченного налога с владельцев транспортных средств в размере 235834 руб. и обязании налогового органа произвести зачет указанной суммы в счет предстоящих платежей по налогу.
В обоснование заявленных требований ОАО "АТП N 1 "Омскагропромстройтранс" ссылается на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой, установленная Законом Омской области "О территориальном дорожном фонде" ставка налога с владельцев транспортных средств является незаконной, поскольку превышает ставку налога, предусмотренную пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации".
Решением арбитражного суда от 28.11.2003 (судья К.Л.А.) требования ОАО "АТП N 1 "Омскагропромстройтранс" удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.02.2004 (судьи С., В., К.Е.П.) решение от 28.11.2003 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт в связи с нарушением судом норм материального права.
Так, по мнению налогового органа, с учетом положений статьи 79 Федерального конституционного закона "О конституционном Суде Российской Федерации", утрата актом или его отдельными положениями, признанными неконституционными, юридической силы означает, что с момента начала действия решения Конституционного Суда Российской Федерации данный акт или его положения не должны применяться. В связи с чем, как считает заявитель кассационной жалобы, положения п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивают силу и не подлежит применению после провозглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 104-О, то есть с 10.04.2002. Таким образом, действия ИМНС по доначислению налогоплательщику суммы налога с владельцев транспортных средств, в период за 2001 год являются правомерными.
В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "АТП N 1 "Омскагропромстройтранс" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Проверив материалы дела в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, "АТП N 1 "Омскагропромстройтранс" в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации 10.06.2003. обратилось в ИМНС Российской Федерации по Советскому АО г. Омска с заявлением о направлении переплаты по налогу с владельцев транспортных средств за 2001-2002 годы в сумме 425365 руб. в счет предстоящих платежей по налогу. Указанная переплата возникла в результате применения налогоплательщиком в 2001, 2002 годах ставок налога, установленных Законом Омской области "О территориальном дорожном фонде", которые превышали ставки, предусмотренные п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
По результатам камеральной проверки Инспекция МНС было вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.09.2003 N 08-34/15226 ДСП. Данным решением налогоплательщику было предложено уплатить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога за 2001 год в размере 235 834 руб.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд исходил из следующего.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено взимание налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, и установлены ставки налога, которые, в силу пункта 5 этой статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Закона Омской области от 27.07.2000 N 252-03 "О территориальном дорожном фонде" эти ставки установлены выше ставок, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.2002 N 107-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивают силу и не подлежат применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.1997, от 11.11.1997, и от 30.01.2001 положения Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Омской области об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.
Поэтому кассационная инстанция считает несостоятельным довод налогового органа о том, что указанные положения Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" не применяются с момента провозглашения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002. N 104-О (с 10.04.2002.).
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 28.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 25.02.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-654/03(А-1429/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2004 г. N Ф04/2904-625/А46-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании