Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 июня 2004 г. N Ф04/3333-405/А67-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Томсэнерго" обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту финансов администрации г. Томска с требованием о взыскании убытков в сумме 2 000 руб., возникших вследствие предоставления сотрудникам налоговой полиции г. Томска жилищно-коммунальных льгот в 2001 году.
В качестве правового обоснования исковых требований заявитель сослался на статьи 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 17 ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993 N 5238-1.
До рассмотрения иска по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил ходатайство о замене ответчика на Министерство финансов Российской Федерации и взыскании с него суммы убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены Департамент финансов администрации г. Томска, Департамент социальной защиты населения г. Томска, Департамент финансов администрации Томской области.
Решением суда от 19.08.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.04.2004, суд в удовлетворении исковых требований отказал.
Принимая решение, суд посчитал недоказанным наличие совокупности условий, необходимых для взыскания с ответчика убытков в порядке статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и, в связи с отсутствием доказательств, обосновывающих объем предоставленных льгот, сделал вывод о не доказанности требований.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации ставит вопрос об отмене постановления, в части вывода суда о том, что предъявление требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, как государственного органа, представляющего Российскую Федерацию в правоотношениях, связанных с использованием средств федерального бюджета, и уполномоченного выступать от имени казны Российской Федерации, соответствует законодательству и обстоятельствам дела.
Полагает, что суд делая вывод об ответственности Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, не указал со ссылкой на нормативные акты, в чем состоит незаконность действий государственного органа. Кроме того, считает, что предоставление средств федерального бюджета на реализацию льгот граждан названной категорий производится в рамках межбюджетных отношений.
Суд кассационной инстанции, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О федеральных органах налоговой полиции" (в редакции, действовавшей в 1999-2001 годах) на сотрудников налоговой полиции и членов их семей распространяются права и льготы, предусмотренные Положением о службе в налоговой полиции. Сотрудникам налоговой полиции предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилой площади в домах независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг, за пользование телефоном.
Нормы упомянутого закона, устанавливающие льготы для сотрудников налоговой полиции, являются нормами прямого действия, реализация которых не зависит от условий их финансирования.
Как следует из обстоятельств дела, предметом спора по настоящему делу является возмещение за счет казны Российской Федерации расходов, по данной льготе, действовавшей в 2001 году.
Поскольку в результате предоставления льгот истец недополучил доход от этой категории граждан за оплату коммунальных услуг в размере 2000 руб., он обратился с настоящим иском о взыскании убытков.
Обжалуя принятый судебный акт, в части вывода суда о возможности взыскания суммы заявленных убытков с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, кассатор считает его незаконным.
Данный довод заявителя нельзя признать обоснованным.
На основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответствующей казны в зависимости от того, действием (бездействием) какого государственного органа, органа местного самоуправления причинен вред.
При предоставлении социальных льгот отдельным категориям граждан, действующим законодательством предусмотрен источник их компенсирования организациям, фактически оказывающим такие услуги.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" финансирование расходов федеральных органов налоговой полиции производится целевым порядком за счет республиканского (федерального) бюджета Российской Федерации.
Возмещение чьих-либо расходов за счет федерального бюджета является расходованием денежных средств, предусмотренных на эти цели законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Однако в 1999-2001 годах отсутствовали нормативные акты, определяющие источники финансирования и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией социальных гарантий, льгот и компенсаций для сотрудников налоговой полиции, соответствующие средства федерального бюджета не выделялись.
Минфин Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в редакции от 18.06.99) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одной из основных задач которого являются разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета в установленном порядке.
Таким образом, расходы ОАО "Томскэнерго" по предоставлению льгот работникам налоговой полиции в данном случае могут быть возмещены за счет средств федерального бюджета из казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с задачами и целями его как государственного органа. Отсутствие механизма возмещения этих затрат не может являться основанием для отказа в защите нарушенного права.
Кроме того, данные социальные гарантии в виде льгот предусмотрены федеральным законодательством, и, следовательно, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Исковые требования по настоящему делу не были удовлетворены в связи с не предоставлением истцом обосновывающих доказательств.
Выводы суда являются законными и обоснованными. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Томской области от 12.04.2004 по делу N А67-5725/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июня 2004 г. N Ф04/3333-405/А67-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании