Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 июня 2004 г. N Ф04/3401-413/А67-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кондитерская фабрика "Красная Звезда" (далее-кондитерская фабрика) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N 298/10 от 30.10.2003 инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску (далее-налоговый орган) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявление мотивировано тем, что налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 01.09.2002; ошибочные действия законодателя по отмене налога на пользователей автомобильных дорог с 01.09.2002 исключают вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения; отсутствует причинно-следственная связь между действиями налогоплательщика и неуплатой налога; законом не установлены сроки уплаты налога для налогоплательщиков, определявших в 2002 выручку по мере оплаты, и не получивших оплату на 01.01.2003.
Налоговый орган обратился в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с кондитерской фабрики штрафа в размере 180 946 рублей, взысканного на основании решения от 30.10.2003 N 298/10 за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в добровольном порядке в установленный налоговым органом срок штраф не уплачен.
Решением от 10.02.2004 (судья Г.) в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения налогового органа отказано, встречное заявление удовлетворено частично, штраф взыскан в размере 18 095 рублей с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Суд исходил из того, что налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 01.01.2003; порядок уплаты налога установлен статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", срок уплаты налога установлен Положением "О порядке образования и использования территориального дорожного фонда на территории Томской области", утвержденным решением Государственной Думы Томской области от 26.07.1996 N 311; кондитерской фабрикой в 4 квартале 2002 занижена налоговая база по налогу на пользователей автодорог на 76 961 829 рублей и не включена в налоговую базу выручка от реализации продукции (работ, услуг), отгруженных, но не оплаченных по состоянию на 01.01.2003 в размере 19 703 910 рублей, в результате чего сумма налога, подлежащая уплате, занижена на 966 657 рублей, что подтверждает наличие вины и причинно-следственной связи между действиями кондитерской фабрики и неуплатой налога. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, суд признал совершение налогового правонарушения впервые и сложное финансовое положение кондитерской фабрики.
В кассационной жалобе кондитерская фабрика просит решение суда отменить и вынести новое решение о признании недействительным решения налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности, в удовлетворении встречного иска отказать. Указывает, что отсутствует причинно-следственная связь между действиями кондитерской фабрики и неуплатой налога, поскольку неуплата налога возникла задолго до подачи измененной декларации, поэтому не могла быть результатом подачи измененной налоговой декларации.
Отзыв на кассационную жалобу от налогового органа в суд не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, кондитерской фабрикой 25.03.2003 в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002, из которой следует, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2002 составила 180 041 478 рублей, сумма исчисленного налога составила 1 800 415 рублей, в том числе за 4 квартал 2002-968 245 рублей.
13.08.2003 кондитерской фабрикой представлена измененная налоговая декларация по налогу на пользователей автомобильных дорог за 4 квартал 2002, из которой следует, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2002 составила 83 429 160 рублей, налог исчислен в размере 834 292 рубля, сумма налога за 4 квартал 2002 отражена в сумме 0 рублей.
В ходе камеральной налоговой проверки измененной налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 4 квартал 2002 установлено занижение налоговой базы за 2002 на 76 961 829 рублей и неправильное исчисление налога в связи с невключением в налоговую базу выручки в размере 19 703 910 рублей от реализации продукции (работ, услуг), отгруженной, но не оплаченной по состоянию на 01.01.2003.
По результатам проверки 30.10.2003 руководителем налогового органа вынесено решение N 298/10 о привлечении кондитерской фабрики к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 в виде штрафа в размере 180 946 рублей с предложением уплатить дополнительно начисленный налог в сумме 966 657 рублей, пени в размере 63 858 рублей и штраф в размере 180 946 рублей.
Не соглашаясь с решением налогового органа, кондитерская фабрика оспорила его в арбитражном суде.
Вывод суда об обязанности платить налог на пользователей автомобильных дорог за 4 квартал 2002 является обоснованным по следующим основаниям.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены изменения в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которым из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации, и введен транспортный налог.
Из пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что независимо от способа определения выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) до 1 января 2003 года, налогоплательщики, исходя из ставки налога на пользователей автодорог, действовавшей в 2002 году, обязаны исчислить и уплатить налог до 15 января 2003 года.
Следовательно, уплата указанного налога за период с сентября 2002 до конца 2002 года не была отменена. Ранее действовавший порядок взимания налога на пользователей автомобильных дорог сохранился до конца 2002 года.
Таким образом, кондитерская фабрика обязана была платить налог на пользователей автомобильных дорог за 4 квартал 2002.
Довод кондитерской фабрики, изложенный в кассационной жалобе, об отсутствии причинно-следственной связи между действиями кондитерской фабрики по подаче измененной налоговой декларации и неуплатой налога кассационной инстанцией не принимается.
Судом установлено, что кондитерской фабрикой занижена налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 на 76 961 829 рублей и неправильно исчислен налог в результате невключения в налоговую базу выручки от реализации продукции (работ, услуг), отгруженной, но не оплаченной состоянию на 01.01.2003 в размере 19 703 910 рублей, в результате чего сумма налога, подлежащего уплате, была занижена на 966 657 рублей.
На основании изложенного, судом сделан вывод о наличии причинно-следственной связи между действиями кондитерской фабрики, выразившимися в занижении налоговой базы и неправильном исчислении налога, и неуплатой налога.
Вывод суда является законным и обоснованным и подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения норм материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 10.02.2004 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11881/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июня 2004 г. N Ф04/3401-413/А67-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании