Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 июня 2004 г. N Ф04/3377-785/А03-2004
(извлечение)
Предприниматель Е., осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица (далее по тексту предприниматель Е.) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 120247 по делу об административном правонарушении от 16.01.2004, вынесенное руководителем инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Барнаула (далее по тексту Инспекция).
В обоснование заявленных требований предприниматель Е. сослался на п. 3 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", как не предусматривающий применение контрольно-кассовой техники при осуществлении пассажирских перевозок.
Решением арбитражного суда от 01.03.2004 (судья К.) заявление предпринимателя Е. удовлетворено, постановление N 120247 от 16.01.2004 Инспекции признано незаконным и отменено.
Принятое решение основано на выводе суда о недоказанности Инспекцией обстоятельств, послуживших основанием для принятия, оспариваемого постановления, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
По мнению суда в акте от 14.01.2004 и протоколе от 15.01.2004 отсутствуют сведения о том, каким образом была оказана услуга маршрутного такси.
Апелляционной инстанцией арбитражного суда дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение в удовлетворении заявления предпринимателя Е. отказать.
По мнению Инспекции, вывод суда о недоказанности факта осуществления предпринимателем услуги по перевозке пассажиров маршрутным такси необоснован.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями ст. 284 и ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм права при принятии обжалуемого решения, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что Инспекцией 13.01.2004 проведена проверка исполнения Федерального закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее Закон о применении ККТ), о чем составлен акт N 000646 серии ГОЛ-03 и протокол N 120247 об административном правонарушении от 15.01.2004.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией вынесено постановление N 120247 о привлечении предпринимателя Е. к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 3000 руб.
Согласно ст. 2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
На момент проверки у водителя отсутствовали бланки строгой отчетности - билеты на проезд, выдаваемые пассажирам в подтверждении, произведенной оплаты за проезд в городском наземном общественном транспорте.
В соответствии с требованиями ст. 5 этого Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты, отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Виды деятельности при осуществлении, которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники перечислены в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
Деятельность по осуществлению услуг по перевозке пассажиров маршрутным такси в данной норме не указана.
Ответственность за не исполнение требований Закона о применении ККТ предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ст. 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Факт отсутствия контрольно-кассовой машины в маршрутном такси на момент проверки и в предшествующий ей период подтвержден протоколом N 120247 об административном правонарушении и объяснениями предпринимателя Е. и водителя Г.
На момент проверки у водителя Г. имелись деньги в сумме 100 руб. Согласно его объяснениям "излишек в сумме 100 руб. является сегодняшней выручкой", согласно объяснениям предпринимателя Е. излишек в сумме 100 руб. является сменной выручкой маршрутного такси.
Данные обстоятельства свидетельствуют об оказании предпринимателем Е. услуг населению по пассажирским перевозкам и осуществлении денежных расчетов за оказываемые услуги без применения контрольно-кассовой машины в день проведения проверки.
Вместе с тем, в соответствии с принципом презумпции невиновности закрепленным ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.
В постановлении по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.ст. 29.10 КоАП РФ излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В протоколе N 120247 об административном правонарушении от 15.01.2004 и постановлении N 120247 по делу об административном правонарушении от 16.01.2004 в качестве установленных по делу обстоятельств указано, что оказана услуга пассажирской перевозки стоимостью 7 руб. ККМ на момент проверки отсутствовала, по этой причине чек не выбит.
Доказательства осуществления перевозки пассажиров в момент проверки, получении за оказанную услугу платы в размере 7 руб. в материалах дела отсутствуют.
Обстоятельства получения платы в размере 100 руб. за услуги пассажирских перевозок и осуществления денежных расчетов с гражданами без применения контрольно-кассовой машины ни в протоколе, ни в постановлении не указаны.
По изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции доводы Инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, признает несостоятельными и не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 01.03.2004 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1148/04-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июня 2004 г. N Ф04/3377-785/А03-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании