Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 июня 2004 г. N Ф04/3471-802/А03-2004
(извлечение)
ФСФО в лице ТО ФСФО России в Алтайском крае обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Водрем".
Определением арбитражного суда от 21.04.2004 заявление уполномоченного органа возвращено на основании статьи 44 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Федерального закона о банкротстве), как не соответствующее требованиям, предусмотренным статьями 39-41 данного Закона. Суд также указал на недостаточность требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве в силу пункта 2, абзаца второго пункта 3 статьи 6 Федерального закона о банкротстве.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
ТО ФСФО России в Алтайском крае в кассационной жалобе просит определение от 21.04.2004 отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт о возбуждении производства по делу о несостоятельности ОАО "Водрем".
Считает необоснованными выводы арбитражного суда о необходимости направления копии исполнительного документа в адрес должника в связи с тем, что данные действия не предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 100. По мнению заявителя, при оформлении заявления были выполнены все требования, предусмотренные Положением "О предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2003 N 218.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ФСФО в лице ТО ФСФО России в Алтайском крае обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Водрем" со ссылкой на неисполнение должником обязанности по уплате обязательных платежей в размере 856694 рублей, 2036424 рублей пени, 88880 рублей штрафа в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Принимая определение от 21.04.2004 о возвращении заявления уполномоченного органа, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона о банкротстве заявление уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления конкурсного кредитора (статьи 39 - 40 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона о банкротстве Правительство Российской Федерации определяет порядок подачи уполномоченными органами заявлений в арбитражный суд о несостоятельности (банкротстве) должников.
В настоящее время данный вопрос урегулирован принятым во исполнение Федерального закона о банкротстве Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2003 N 218 об утверждении Положения "О предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения в случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленном Федеральным законом о банкротстве в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, налоговые органы не позднее 3-х месяцев с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества должника направляют в адрес ФСФО России или ее территориального органа уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам.
К уведомлению должны быть приложены следующие документы: справка налогового органа о размере задолженности по налогу, не уплаченному в более чем трехмесячный срок; заверенная копия решения налогового органа о взыскании денежных средств со счетов должника; заверенная копия постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества должника; сведения о направлении судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества должника.
Именно эти документы в последующем должны представляться в арбитражный суд вместе с заявлением уполномоченного органа о признании должника банкротом.
Кроме того, необходимым приложением к заявлению уполномоченного органа в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона о банкротстве являются решение налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также сведения о задолженности по обязательным платежам по данным уполномоченного органа.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику -гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также если имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.
Проверив заявление ФСФСО в лице ТО ФСФО России в Алтайском крае о признании банкротом ОАО "Водрем", суд первой инстанции установил, что к заявлению уполномоченного органа приложено постановление от 29.10.2003 N 48 о взыскании налога, штрафа и пени за счет имущества должника на общую сумму 25 рублей 16 копеек. Приложенная к заявлению справка о задолженности по налогам и сборам содержит устаревшие сведения - по состоянию на 29.01.2004, тогда как заявление подано в суд в апреле 2004 года.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявление уполномоченного органа не соответствует требованиям статей 6, 37-41 Федерального закона о банкротстве.
При этом суд ссылался на недостаточность суммы требований к должнику для возбуждения судом дела о банкротстве, а также на то, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие направление копии исполнительного документа должнику.
Исходя из изложенного, заявление уполномоченного органа возвращено правомерно, нарушений положений статьи 44 Федерального закона о банкротстве при этом допущено не было.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" установлено, что впредь до преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Территориальные органы названного Министерства не лишены права после принятия исчерпывающих мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации по взысканию с налогоплательщика налогов и пеней во внесудебном порядке, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
При этом независимо от размера задолженности по уплате налогов и обязательных платежей, а также взысканных решением суда штрафов, уполномоченный орган обязан выполнить необходимые требования по надлежащему оформлению заявления в арбитражный суд о банкротстве в соответствии с нормами Федерального закона о банкротстве и с соблюдением норм процессуального права.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
определение Арбитражного суда Алтайского края от 21.04.2004 по делу N А03-4552/04-Б оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в лице Территориального органа в Алтайском крае - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2004 г. N Ф04/3471-802/А03-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании