Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 июня 2004 г. N Ф04/3472-815/А03-2004
(извлечение)
ФСФО России в лице ТО ФСФО России в Алтайском крае обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ЗАО "Завод железобетонных изделий-25" со ссылкой на неисполнение должником обязанности по уплате обязательных платежей в размере 3162168 рублей основного долга, 4171100 рублей пени, 96897 рублей штрафа в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Также налоговым органом было вынесено решение о взыскании задолженности за счет имущества должника, по которым возбуждено (присоединено) исполнительное производство.
Определением арбитражного суда от 19.04.2004 заявление уполномоченного органа возвращено на основании статьи 44 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Федеральный закон о банкротстве), как не соответствующее требованиям, предусмотренным статьями 39-41 данного Закона.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
ТО ФСФО России в Алтайском крае в кассационной жалобе просит определение от 19.04.2004 отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт о возбуждении производства по делу о несостоятельности ЗАО "Завод железобетонных изделий-25", признании заявленных требований установленными, утверждении кандидатуры арбитражного управляющего.
Заявитель указывает, что статьями 6, 7 Федерального закона о банкротстве определены условия принятия заявления уполномоченного органа, поэтому выводы арбитражного суда о необходимости направления копии исполнительного документа в адрес должника считает необоснованными. Данные действия не предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 100. При оформлении заявления были соблюдены все требования, установленные Положением "О предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2003 N 218.
Кроме того, из статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 41 Федерального закона о банкротстве не следует, что исполнительный документ должен быть направлен должнику.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 1 статьи 41 Федерального закона о банкротстве заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора (статья 39 названного Федерального закона). В пункте 2 данной статьи предусмотрено указание в заявлении обязательства, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срока исполнения такого обязательства. Данные обстоятельства должны быть подтверждены прилагаемыми к заявлению документами (статья 40 Федерального закона о банкротстве).
Специальным условием, предъявляемым к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам, является приложение решения налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, о котором он должен быть извещен.
Кроме того, необходимым приложением к заявлению уполномоченного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 40 данного Федерального закона являются документы, подтверждающие направление (предъявление к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.
Следовательно, уполномоченный орган в заявлении должен письменно обосновать, какие именно обязанности (по каким налогам) и в какие периоды не были исполнены должником. Кроме того, заявитель обязан доказать соблюдение принудительного порядка предъявления этих требований должнику, в данном случае согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации. Эти обстоятельства заявитель подтверждает прилагаемыми документами.
В случае невыполнения требований закона будет затруднено рассмотрение вопроса о наличии внешних признаков несостоятельности (банкротства) при проверке обоснованности требований заявителя и возможности введения процедуры наблюдения (статья 48 Федерального закона о банкротстве).
Несвоевременное исполнение налогоплательщиком - ЗАО "Завод железобетонных изделий-25" возложенной на него публично-правовой обязанности по своевременному внесению платежей в бюджет послужило основанием для требования уполномоченного органа о признании должника банкротом.
Проверив заявление ФСФО России в лице ТО ФСФО России в Алтайском крае, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявление уполномоченного органа не соответствует требованиям статей 39-41 Федерального закона о банкротстве.
При этом суд ссылался на то, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие направление копии исполнительного документа должнику, как это установлено пунктом 3 статьи 40 названного Федерального закона.
Суд кассационной инстанции отмечает, что приложенная к заявлению справка о задолженности ЗАО "Завод железобетонных изделий-25" по налогам и сборам не содержит данных о сроке исполнения обязательства.
Пунктом 1 статьи 44 Федерального закона о банкротстве предусмотрено, что заявление о признании должника банкротом, не соответствующее требованиям, предусмотренным статьями 37-41 настоящего Федерального закона, возвращается арбитражным судом.
Исходя из изложенного, заявление уполномоченного органа возвращено правомерно, нарушений норм материального и процессуального права при этом допущено не было.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и для отмены определения арбитражного суда от 19.04.2004 по настоящему делу не имеется.
Вместе с тем, возврат заявления о банкротстве должника не лишает уполномоченный орган права на повторное обращение в арбитражный суд после устранения допущенных недостатков.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
определение Арбитражного суда Алтайского края от 19.04.2004 по делу N А03-4555/04-Б оставить без изменения, кассационную жалобу ФСФО России в лице ТО ФСФО России в Алтайском крае - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2004 г. N Ф04/3472-815/А03-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании