Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 июля 2004 г. N Ф04/3589-799/А46-2004
(извлечение)
Товарищество собственников жилья "Центральный-27" (далее - ТСЖ "Центральный"-27") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Комитету финансов и контроля администрации Омской области о взыскании 77134 рублей 72 коп. убытков, возникших у истца в результате предоставления малоимущим гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 1999-2001 годах.
Определением суда от 23.07.03 к участию в деле привлечен второй ответчик - Управление жилищных субсидий и льгот Омской области.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от исковых требований к Комитету финансов и контроля администрации Омской области.
Решением суда от 24.10.03 (судья Г.) иск удовлетворен частично. В пользу истца с субъекта Российской Федерации Омской области, интересы которого представляет Управление жилищных субсидий и льгот Омской области, взыскано 25140 рублей 95 коп. убытков из средств областной казны. В отношении Комитета финансов и контроля администрации Омской области производство по делу прекращено.
Судебный акт со ссылкой на Федеральные законы "О товариществах собственников жилья", "Об основах федеральной жилищной политики" мотивирован тем, что поскольку истец предоставлял домовладельцам субсидии по содержанию жилья, то ответчик, представляющий в соответствии с Указом губернатора Омской области от 01.10.01 N 202 казну Омской области, обязан возместить убытки истцу.
Определением суда апелляционной инстанции от 16.02.04 Управление жилищных субсидий и льгот Омской области заменено его правопреемником - Министерством труда и социального развития Омской области, а Комитет финансов и контроля администрации Омской области -Министерством финансов Омской области.
Постановлением суда от 22.03.04 (судьи М.., В., Р.) решение оставлено без изменений.
Обжалуя принятые судебные акты, Министерство труда и социального развития Омской области просит в кассационной жалобе их отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, судом нарушено Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887, которым определен порядок предоставления субсидий гражданам, а не юридическим лицам. Неправильно судом применены нормы статей 15.4, 15.6 Закона "Об основах федеральной жилищной политики", нормы статей 12 и 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как не доказана незаконность действий со стороны субъекта Российской Федерации - Омской области.
Отзыв на кассационную жалобу истец не представил.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ТСЖ "Центральный-27" в течение 2000-2001 годов предоставляло отдельной категории домовладельцев льготы по оплате коммунальных услуг. Возникновение в связи с этим некомпенсированных органами государственной власти убытков в сумме 25140 рублей 95 коп. послужило основанием для предъявления настоящего иска.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом Закон прямо предусматривает, что источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
Требование четкого определения источника финансирования каждой льготы отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг также содержится в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425.
В силу статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" источниками финансирования социальных льгот являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно пункту 6 которого субсидии устанавливаются (рассчитываются) организацией, уполномоченной на то органом местного самоуправления, а порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Однако ни Федеральными законами Российской Федерации о бюджете на 2000 и 2001 годы, ни Законами Омской области об областном бюджете на эти же годы не установлен порядок, регулирующий предоставление субсидий, а также порядок возмещения затрат организациям, предоставляющим гражданам субсидии.
Поскольку механизм реализации затрат по предоставленным компенсациям (субсидиям) на законодательном уровне до настоящего времени не разработан, то суд, удовлетворяя исковые требования ТСЖ "Центральный-27", правомерно исходил из того, что пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся длительное время в результате бездействия законодательных органов и органов исполнительной власти, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, размер убытков.
Управление жилищных субсидий и льгот администрации Омской области, возражая против удовлетворения исковых требований, не представило доказательств того, что возместило расходы ТСЖ "Центральный-27", связанные с предоставлением истцом субсидий.
Правильно истолковав и применив вышеупомянутые нормативно-правовые акты, суд пришел к правомерному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет казны Омской области, которую представляет Управление жилищных субсидий и льгот администрации Омской области.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, поэтому не подлежащими отмене.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 24.10.03 и постановление от 22.03.04 по делу N 8-59/03(А-1217/03) Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июля 2004 г. N Ф04/3589-799/А46-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании