Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 июля 2004 г. N Ф04/3770-895/А03-2004
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) "Азимут" обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края (далее по тексту Инспекция МНС) о признании недействительными: решения N 957 от 12.09.2003 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 503 рубля и двух требований N 3134/А от 15.09.2003 об уплате налога, пени и штрафа в общей сумме 9 214 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество с ограниченной ответственностью "Азимут" зарегистрировано в г. Рубцовске 16.07.2001 и является малым предприятием, применяющим упрощенную систему налогообложения. В силу Закона Алтайского края "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Алтайского края" от 17.02.2003 г. N 6-ЗС общество с 01.04.2003 должно перейти на уплату единого налога на вмененный доход, что ухудшает положение общества как малого предприятия и создает менее благоприятные условия для его деятельности.
Однако, согласно статье 9 Федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиям, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том порядке, который действовал на момент регистрации.
Решением арбитражного суда от 08.12.2004 (судья Б.), оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции (судьи: С.Н.И., М. и С.А.В.) требования заявителя удовлетворены.
Решение N 957 от 12.09.2003 о привлечении ООО "Азимут" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 503 рубля и требования N 3134/А от 15.09.2003 об уплате 7 516 рублей единого налога на вмененный доход, 195 рублей пени и 1 503 рубля штрафа признаны недействительными, как несоответствующие Федеральному Закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу, что поскольку в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающих новые налоги и сборы и новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют, а ООО "Азимут" зарегистрировано до вступления в действие Закона Алтайского края от 17.02.2003 N 6-ЗС, то в течение первых четырех лет с момента его регистрации оно пользуется, предоставленной согласно статье 9 Федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ, гарантией, обеспечивающей стабильность его правового и экономического положения и не является плательщиком единого налога на вмененный доход.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судебными инстанциями не учтен тот факт, что на момент государственной регистрации ООО "Азимут" уже существовала система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и осуществляемая деятельность данного предприятия подпадает под данную систему.
Кроме того, абзац 2 части 1 ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" на тот момент не действовал, ООО "Азимут" осуществляет вид деятельности, подпадающий под действие Закон Алтайского края "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Алтайского края" от 17.02.2003 N 6-ЗС в связи с чем, общество обязано перейти на систему налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход.
ООО "Азимут" в отзыве на кассационную жалобу решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда просит оставить без изменения.
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражений, не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, зарегистрированное постановлением администрации г. Рубцовска N 675 от 16.07.2001 ООО "Азимут" является малым предприятием, основным видом деятельности которого является комиссионная торговля. С момента регистрации ООО "Азимут" использовало обычную систему налогообложения, а с 01.01.2003 г. на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения N 162 от 17.12.2002 перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Инспекцией МНС в сентябре 2003 года проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ООО "Азимут" по единому налогу на вмененный доход за второй квартал 2003 года, ходе которой в связи с тем, что ООО "Азимут" не перешло на уплату налога на вмененный доход доначислен единый налог в сумме 7 516 руб. и пени -195 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение N 957 от 12.09.2003 о привлечении ООО "Азимут" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1 503 руб. и выставлены два требования N 3134/А от 15.09.2003 об уплате налога, пени и штрафа.
Полагая, что данное решение и требования Инспекции МНС нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "Азимут" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Кассационная инстанция поддерживает выводы, содержащиеся в судебных актах исходя из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Законом Алтайского края "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Алтайского края" от 17.02.2003 N 6-ЗС, действовавшим на момент регистрации ООО "Азимут", вид деятельности, осуществляемый последним, не предусматривался и ООО "Азимут" применяло обычную систему налогообложения, а с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
В связи с введением в действие Главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и принятого в его исполнения Закона Алтайского края "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Алтайского края" от 17.02.2003 N 6-ФЗ ООО "Азимут", осуществляющее комиссионную торговлю через магазин, обязано с 01.04.2003 перейти на уплату единого налога на вмененный доход.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного закона следует читать как 6-ЗС
Однако, как правомерно установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, данный переход значительно ухудшает положения общества, в связи с тем, что на основании части 1 статьи 5 Закона Алтайского края "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Алтайского края" ставка единого налога установлена в размере 15%, что в три раза превышает ставку налога по упрощенной системе налогообложения.
Абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ предусмотрено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования, на основании абзаца второго части 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.06.2003 N 11-П также указал, что норма абзаца второго части 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" направлена на регулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение указанного периода стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
По изложенным мотивам, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что, принимая судебные акты, первая и апелляционная инстанции арбитражного суда правильно применили нормы права, выводы, содержащиеся в решении и постановлении апелляционной инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 08.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.03.2004 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03/11781/03-18 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2004 г. N Ф04/3770-895/А03-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании