Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 июля 2004 г. N Ф04/3706-849/А03-2004
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Н. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Барнаула (далее - Инспекция) о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 3 000 руб. на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12.04.2004 заявленное требование удовлетворено. Суд пришел к выводу, что Предприниматель вправе производить наличные денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования предпринимателя.
Заявитель жалобы полагает, что торговая точка, в которой осуществлял торговлю Предприниматель, относится к киоскам, в которых применение контрольно-кассовой техники обязательно.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании просит оставить решение арбитражного суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Указывает, что торговая точка, в которой осуществляется торговля, не обеспечивает сохранность товара, в связи с чем обязанность по применению контрольно-кассовой техники у Предпринимателя отсутствует.
Кассационная инстанция, проверив материалы дела в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Предпринимателя, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлен факт реализации предпринимателем Н. товара (мягкая игрушка) без применения контрольно-кассовой машины в виду ее отсутствия.
По данному нарушению составлен протокол от 17.03.2004 N 28 и вынесено постановление от 23.03.2004 N 28/520 о привлечении Предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в сумме 3 000 руб. в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Основанием для вынесения данного постановления явился вывод налогового органа о том, что торговая точка, принадлежащая Предпринимателю на праве субаренды, является киоском, оборудованным отдельным входом, витриной, местом для продавца, стеллажами, что предполагает в ней наличие и применение контрольно- кассовой техники.
Полагая, что штраф наложен незаконно, Предприниматель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд пришел к выводу о том, что у Инспекции отсутствовали основания для привлечения Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод соответствующим законодательству и материалам дела.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Согласно статьи 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли, либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет привлечение к административной ответственности.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" определено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности, либо особенностей своего местонахождения, могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении ими, в том числе, торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
При рассмотрении спора суд на основании договора субаренды от 26.01.2004 N 82/04 установил что торговое место, которое предоставлено Предпринимателю по договору оказания услуг от 26.01.2004. находится в отведенном для торговли подземном переходе на площади Октября в городе Барнауле, на котором располагается ряд стеклянных витрин, обеспечивающих показ товара.
Поскольку витрины, на которых выставляется товар, не обеспечивают сохранность товара в нерабочее время, товар по окончании рабочего дня сдается в камеру хранения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что торговое место в данном случае не отвечает понятию торгового места, обустроенному и обеспечивающему показ и сохранность товара аналогично киоску, в связи с чем Предприниматель вправе производить наличные денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники.
Доводы жалобы направлены по существу на переоценку обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, что недопустимо в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.04.2004 по делу N А03-3819/04-10 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Барнаулу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2004 г. N Ф04/3706-849/А03-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании